.RU

К кодексу российской федерации


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ


ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

К КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Расширенный, с использованием материалов

судебной практики


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 июля 2002 года


А.Б. АГАПОВ


Андрей Борисович Агапов - доктор юридических наук, профессор; автор 12 книг, в том числе учебников и учебных пособий по курсам административного права, административной ответственности.


^ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОММЕНТАРИИ


АПК - Арбитражный процессуальный кодекс РФ

БК - Бюджетный кодекс РФ

ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России

ГК - Гражданский кодекс РФ

Главгостехнадзор - Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России

Госатомнадзор России - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

Госгортехнадзор России - Федеральный горный и промышленный надзор России

Госкомрыболовство России - Государственный комитет РФ по рыболовству

Госкомспорт России - Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту

Госкомстат России - Государственный комитет РФ по статистике

Госстандарт России - Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии

Госстрой России - Государственный комитет РФ по строительству и жилищно - коммунальному комплексу

Гостехкомиссия России - Государственная техническая комиссия при Президенте РФ

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

ГТК России - Государственный таможенный комитет РФ

ЖК - Жилищный кодекс РСФСР

ЗК - Земельный кодекс РФ

КВВТ - Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

КоАП - Кодекс РФ об административных правонарушениях

КоАП 1984 г. - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

КТМ - Кодекс торгового мореплавания РФ

КФМ России - Комитет РФ по финансовому мониторингу

ЛК - Лесной кодекс РФ

МАП России - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

МВД России - Министерство внутренних дел РФ

МИД России - Министерство иностранных дел РФ

Минатом России - Министерство РФ по атомной энергии

Минздрав России - Министерство здравоохранения РФ

Минимущество России - Министерство имущественных отношений РФ

Минкультуры России - Министерство культуры РФ

Минобороны России - Министерство обороны РФ

Минобразование России - Министерство образования РФ

Минпромнауки России - Министерство промышленности, науки и технологий РФ

Минсвязи России - Министерство РФ по связи и информатизации

Минсельхоз России - Министерство сельского хозяйства РФ

Минтранс России - Министерство транспорта РФ

Минтруд России - Министерство труда и социального развития РФ

Минэкономразвития России - Министерство экономического развития и торговли РФ

Минэнерго России - Министерство энергетики РФ

Минюст России - Министерство юстиции РФ

МНС России - Министерство РФ по налогам и сборам

МПР России - Министерство природных ресурсов РФ

МПС России - Министерство путей сообщения РФ

МПТР России - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

МРОТ - минимальный месячный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации

МЧС России - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

НК - Налоговый кодекс РФ

ОВД - органы внутренних дел

РАН - Российская академия наук

Росархив - Федеральная архивная служба России

Росбоеприпасы - Российское агентство по боеприпасам

Росгидромет - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Росгосхлебинспекция - Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ

Росземкадастр - Федеральная служба земельного кадастра России

Роскартография - Федеральная служба геодезии и картографии России

Роспатент - Российское агентство по патентам и товарным знакам

Ространсинспекция - Российская транспортная инспекция Минтранса России

РПЦ - Русская Православная Церковь

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ - Российская Федерация

СВР - Служба внешней разведки РФ

СИЗО - следственный изолятор

СМИ - средства массовой информации

СНГ - Содружество Независимых Государств

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

УИК - Уголовно - исполнительный кодекс РФ

УИС - уголовно - исполнительная система

УК - Уголовный кодекс РФ

УПК - Уголовно - процессуальный кодекс РФ

ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ

Федерация - Российская Федерация

ФКЦБ - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

ФМС - Федеральная миграционная служба

ФПС - Федеральная пограничная служба РФ

ФСБ - Федеральная служба безопасности РФ

ФСЖВ - Федеральная служба железнодорожных войск РФ

ФСНП - Федеральная служба налоговой полиции РФ

ФСО - Федеральная служба охраны РФ

ФСФО - Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству

ФЭК - Федеральная энергетическая комиссия РФ

ЦБ - Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

ЭВМ - электронная вычислительная машина


^ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ


Принятие многочисленных кодифицированных законодательных актов не происходило так непредсказуемо и драматически, как это было в случае с КоАП. Работа над его проектом продолжалась около 10 лет, на ее завершающем этапе, в апреле 2000 г., Государственной Думой Федерального Собрания РФ было принято решение рассматривать проект КоАП во втором чтении по главам, в третьем чтении КоАП был принят 4 октября 2000 г., но 25 октября - отклонен Советом Федерации Федерального Собрания РФ (см. Постановление Совета Федерации от 25 октября 2000 г. N 261-СФ).

Разногласия обеих палат Федерального Собрания не удалось разрешить в процессе согласительных процедур: вето Совета Федерации было преодолено Государственной Думой 8 декабря 2000 г. (см. Постановление Государственной Думы от 8 декабря 2000 г. N 902-III ГД). Однако 22 декабря КоАП был отклонен Президентом РФ. Ныне действующий КоАП был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и 30 декабря 2001 г. подписан Президентом РФ.

КоАП решены многие проблемы унификации мер административной ответственности: с введением его в действие административные санкции к нарушителям таможенных правил, субъектам предпринимательской деятельности, за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг будут применяться в соответствии с КоАП. Таким образом, устранен плюрализм административной ответственности, меры которой устанавливались многочисленными источниками, среди которых законы РСФСР, законы РФ и федеральные законы.

Новый КоАП гуманизировал административно - юрисдикционную деятельность должностных лиц, существенно ограничив их прерогативы в области производства по делам об административных правонарушениях: отныне к ведению должностных лиц отнесено назначение предупреждения, а также в некоторых случаях - административного штрафа и административного выдворения, остальные виды административных наказаний назначаются судьями.

К источникам, устанавливающим административную ответственность, относятся наряду с КоАП, федеральными законами, вносящими в него изменения и дополнения, также и законы субъектов Федерации.

Проблема соотношения федеральных правоустанавливающих актов с законами субъектов Федерации является одной из самых насущных. КоАП допускает противоречивое истолкование предписаний о разграничении предметов ведения РФ и субъектов в ее составе в области законодательства об административных правонарушениях. Согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП к ведению РФ относится установление перечня видов административных наказаний, а также административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, по смыслу ч. 1 ст. 2.1 допускается установление административной ответственности также и в законах субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению. Очевидно, что применение административной ответственности сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ (при применении административных наказаний в виде административного штрафа, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения), ч. 1 ст. 22 Конституции РФ (при применении административного наказания в виде административного ареста), а также в иных случаях.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение конституционных прав и свобод возможно только федеральным законом. Вместе с тем КоАП допускает установление административного наказания в виде административного штрафа и соответственно обусловленные его применением ограничения имущественных прав лица законом субъекта Федерации (см. ч. 1 ст. 2.1, ч. 3 ст. 3.2). Подобный метод законодательной регламентации едва ли можно назвать легитимным: ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предписывает возможность ограничения прав и свобод граждан РФ в форме федерального закона независимо от того, отнесена ли регламентация прав и свобод к ведению Федерации (ст. 71), к предметам совместного ведения (ч. 1 ст. 72) или к ведению субъектов Федерации (ст. 73). КоАП, напротив, допускает установление таких ограничений в зависимости от того, отнесена ли защита правоохраняемых интересов к ведению Федерации или к ведению субъектов в ее составе (ср. п. 3 ч. 1 ст. 1.3 и ч. 1 ст. 2.1 КоАП). Таким образом, применение административных наказаний, установленных в соответствии с КоАП законами субъектов Федерации, во всяком случае, оспоримо.

Одной из проблем административной ответственности является квалификация форм вины. КоАП предусмотрены различные правовые критерии виновности деяния применительно к правонарушению, совершенному физическим и юридическим лицом. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного проступка при установлении факта нарушения правил и норм, несоблюдение которых влечет за собой административную ответственность, если данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписаний, установленных указанными правилами и нормами.

Для квалификации вины в данном случае необходимо установить наряду с фактом неисполнения юридическим лицом указанных правил, норм (или их ненадлежащего исполнения) также и субъективные обстоятельства: по смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП должностным лицом, осуществляющим рассмотрение дела об административном правонарушении, должно быть подтверждено наличие или отсутствие у юридического лица возможностей, позволяющих соблюдать данные правила, нормы. Выявление субъективного критерия вины в данном случае сопряжено с существенными трудностями: ст. 2.1 КоАП он не определен, и его установление возможно только при толковании других предписаний КоАП. По смыслу ч. 3 ст. 4.1 КоАП для подтверждения субъективного критерия вины необходимо установить наличие у юридического лица надлежащих материальных предпосылок, позволяющих ему соблюдать правила, нормы.

Для квалификации форм вины в деянии физического лица необходимо выявить его психоэмоциональное отношение к факту совершенного правонарушения и установить признаки умышленного деяния или совершения правонарушения по неосторожности.

Таким образом, применительно к деянию юридического лица КоАП не устанавливает форм вины, наличие которых в форме умысла и неосторожности возможно только в случае квалификации правонарушения физического лица. В отличие от п. 4 ст. 110 НК, ч. 2 ст. 2.1 КоАП не отождествляет вину юридического лица с наличием умысла, неосторожности в деянии его руководителя или иного должностного лица организации - нарушителя.

Однако по смыслу ч. 3 ст. 2.1 КоАП корреляция проступка, совершенного должностным лицом, с правонарушением юридического лица в целом, во всяком случае, возможна: согласно указанному предписанию КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Данное обстоятельство необходимо учитывать, принимая во внимание, что многие статьи Особенной части КоАП не конкретизируют субъект административного правонарушения: санкция соответствующей статьи в этих случаях определяет административное наказание, не указывая конкретных видовых признаков субъекта - гражданина, должностного лица или юридического лица (см. ст. 6.8, 6.12, 14.21, 14.22 и др.).

При разработке КоАП сказались объективные трудности кодификационной работы, в некоторых случаях статьи разд. I Кодекса не соотносятся со статьями Особенной части КоАП, в частности, санкция в виде административного ареста, предусмотренная ст. 3.9 КоАП за нарушение режима в зоне проведения контртеррористической операции, не определена ст. 20.27 Особенной части КоАП, что заведомо исключает назначение данного наказания. Возможность применения административного наказания в виде лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств (см. ст. 3.8 КоАП) также не установлена гл. 13 КоАП.

С введением в действие КоАП остаются нерешенными отдельные проблемы вынесения постановления по делу об административном правонарушении и его исполнения. КоАП устанавливает процессуальные действия, осуществляемые на стадии исполнительного производства применительно к исполнению постановления о назначении административного наказания, не определяя при этом особенности исполнения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных п. 1 - 3 ст. 24.5 КоАП, всегда выносится в отношении лица, отсутствие вины которого в совершении административного правонарушения установлено при производстве по делу. Данное постановление может быть вынесено на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, либо по результатам его рассмотрения (см. ст. 28.9, ч. 1 ст. 29.9 КоАП), однако и в том и в другом случае в постановлении должны быть решены вопросы защиты законных имущественных интересов лица, в отношении которого оно вынесено (см. ч. 2, 3 ст. 29.10 КоАП). Данная проблема особенно актуальна в случаях, когда вынесению постановления о прекращении производства по делу предшествует применение мер административного пресечения. В указанном постановлении должны быть предусмотрены правовые последствия их применения, в частности определен статус должностных лиц, исполняющих указанное постановление в части возвращения изъятых вещей, предметов их законному владельцу (см. ч. 3 ст. 29.10 КоАП).

КоАП существенно расширил возможность применения административного наказания в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения: санкции 15 составов административных правонарушений КоАП предусматривают назначение административного ареста, причем в соответствии со ст. 20.5 КоАП - на срок до 30 суток. КоАП РСФСР 1984 г. административный арест с максимальным сроком в 15 суток был установлен лишь семью статьями.

Введение в действие КоАП способствует унификации мер административной ответственности, но не решает эту проблему полностью. В частности, остаются неурегулированными вопросы применения административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Сложилась парадоксальная ситуация: предусмотренные гл. 15 КоАП составы административных правонарушений соотносятся с налоговыми правонарушениями, установленными гл. 16 НК, или тождественны им, причем во многих случаях коррелируются также и составы соответствующих проступков (ср. ст. 15.3 КоАП и ст.116 НК, ст. 15.4 КоАП и ст. 118 НК, ст. 15.5 КоАП и ст. 119 НК, ст. 15.6 КоАП и ч. 1, 2 ст. 126, 135.1 НК, ст. 15.7 КоАП и ст. 132 НК, ст. 15.8 КоАП и ст. 133 НК, ст. 15.9 КоАП и ст. 134 НК, ст. 15.11 КоАП и ст. 120 НК).

КоАП и НК предусмотрены в указанных случаях равнозначные санкции, различающиеся лишь по критериям исчисления административного штрафа (в соответствии с КоАП) и штрафа (согласно НК).

По смыслу КоАП и НК существуют также и отдельные различия по субъектному составу предусмотренных ими правонарушений: ответственность должностных лиц, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, установлена КоАП, тогда как в соответствии с НК наряду с проступками, совершенными должностными лицами и индивидуальными предпринимателями, квалифицируются также и правонарушения юридических лиц.

В настоящем издании текст КоАП приводится с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ. Законодательство РФ, а также ведомственные нормативные акты в данном Комментарии приведены по состоянию на 1 июля 2002 г.


30 декабря 2001 года N 195-ФЗ


^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Принят

Государственной Думой

20 декабря 2001 года


Одобрен

Советом Федерации

26 декабря 2001 года


(в ред. Федерального закона от 25.04.2002 N 41-ФЗ)


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

^ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях


1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.


Комментарий к статье 1.1


1. Часть 1 комментируемой статьи определяет две составляющие законодательства РФ об административных правонарушениях - КоАП и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Соответствие законов субъектов Федерации КоАП означает возможность их принятия в специально предусмотренных Кодексом случаях, указанные законы не должны противоречить КоАП. В отличие от ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, предусматривающей принятие законов и иных нормативных правовых актов, издаваемых субъектами РФ по предметам совместного ведения во исполнение соответствующего федерального закона, КоАП исключает возможность принятия субъектами Федерации подзаконных актов.

Под "законодательством" в условиях действия КоАП 1984 г. и советской правовой системы в целом понимались не только законы, но и подзаконные акты, в частности указы, издаваемые постоянно действующими исполнительно - распорядительными органами соответствующего Верховного Совета, а также постановления, принимаемые Советами Министров Союза ССР и союзных республик. Данные нормативные акты учитывались в процессе кодификационной работы и подлежали включению в Собрания действующего законодательства Союза ССР, союзных республик.

Ныне действующая Конституция РФ не исключает возможности издания подзаконных актов - постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, принятых во исполнение КоАП. Подзаконные акты будут относиться к правоустанавливающим нормативным правовым актам только в тех случаях, когда они содержат общеобязательные нормы и правила, ответственность за нарушения которых предусмотрена КоАП.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Таким образом, составляющей данной отрасли законодательства всегда является нормативный правовой акт. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 г. N 19) под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

От нормативного правового акта административного законодательства РФ следует отличать ненормативные правовые акты (правовые акты индивидуального применения), принимаемые (выносимые) органом административной юрисдикции, должностным лицом, в частности - постановления по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 29.10). Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 под правовым актом индивидуального применения понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

2. Законы субъектов РФ об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с КоАП, не должны ему противоречить. Наличие противоречия может быть установлено при принятии субъектами Федерации законов об административных правонарушениях по полномочиям, отнесенным к предметам ведения Российской Федерации. Разрешение коллизий о соответствии законов субъектов Федерации об административных правонарушениях КоАП отнесено к ведению Конституционного Суда РФ: указанные законы субъектов Федерации должны соответствовать КоАП согласно ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ. Таким образом, во всяком случае установления противоречия закона субъекта Федерации КоАП оспаривается конституционность закона субъекта Федерации, т.е. его соответствие Конституции РФ. Законы субъектов РФ об административных правонарушениях или их отдельные положения, признанные неконституционными в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ, здесь же предусмотрено и верховенство международного договора Российской Федерации в сравнении с федеральными законами, а следовательно и КоАП, и законами субъектов РФ. В данном случае имеются в виду международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Государственной Думой в форме федеральных законов и одобренные Советом Федерации; указанные федеральные законы согласно ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. КоАП, наряду с другими федеральными законами и подзаконными актами, а также законы субъектов РФ должны соответствовать указанным в Конституции РФ предписаниям и не могут им противоречить. При оспаривании факта такого соответствия коллизия подлежит разрешению Конституционным Судом РФ (п. "а", "б" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).


Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях


Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.


Комментарий к статье 1.2


1. Наряду с комментируемой статьей упоминание о задачах законодательства имеется также в ст. 2 ЖК 1983 г., ст. 1 Трудового кодекса РФ 2001 г. и ст. 2 УК 1996 г.; ст. 2 ЛК 1997 г. определены задачи и цели лесного законодательства.

Задачи законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях существенно отличаются от задач, сформулированных ст. 1 КоАП 1984 г.: в комментируемой статье настоящего Кодекса среди объектов правовой защиты прежде всего указаны индивидуальные права и интересы. В отличие от этого, предшествующий КоАП к объектам правовой защиты в основном относил общегосударственные интересы.

В комментируемой статье впервые упоминается о защите санитарно - эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности - подобная детализация объектов правовой охраны не была свойственна КоАП 1984 г., в котором доминировали обобщающие категории. В комментируемой статье значительное внимание уделено защите конституционного права граждан на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности; также примечательно, что собственность упомянута в качестве единого правоохраняемого объекта. Таким образом, подчеркивается конституционный принцип равной правовой защиты всех форм собственности, а не отдельных ее форм: КоАП 1984 г. к объектам правовой защиты относил только социалистическую собственность.

К задачам законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП также относит и превентивную деятельность. Предупреждение административных правонарушений отнесено к ведению не только органов административной юрисдикции. Эта деятельность обеспечивается всеми правоохранительными органами, участвующими в предупреждении, пресечении и раскрытии как уголовных, так и административных правонарушений. Целью превентивной деятельности является устранение неблагоприятных социально - экономических факторов, содействующих противоправным деяниям, тем самым обеспечивается не только задача первичной превенции - предотвращения совершения правонарушения, но и общая профилактическая задача предупреждения рецидивов административных правонарушений и преступлений. В последнем случае особое внимание уделяется мерам морального и физического принуждения, применяемым к асоциальным элементам при пресечении правонарушения, а также в процессе исполнения наказания.

2. К правоохраняемым объектам, упомянутым в комментируемой статье, относится общественная нравственность - признанные личностью и защищаемые государством нормы и правила поведения, включающие религиозные установления и иные моральные правила, содействующие духовному обустройству не только отдельного индивида, но и гражданского сообщества в целом. Характерно, что защита общественной нравственности не была отнесена КоАП 1984 г. к задачам законодательства об административных правонарушениях.

Защита законных прав граждан и общегосударственных интересов от административных правонарушений невозможна без карательных санкций, применяемых к нарушителям; в КоАП они отождествляются с административными наказаниями, применение которых, как и любых других наказаний, сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод.

Указанные ограничения должны быть соразмерны с общественной опасностью деяния, имущественным ущербом или моральным вредом, причиненным правонарушением: согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение упомянутых прав и свобод может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым защита общественной нравственности признается в качестве одной из приоритетных задач федерального законодательства в целом, в том числе КоАП и других федеральных законов, регламентирующих меры административного принуждения.

К другим принципиальным нововведениям, свойственным комментируемой статье, следует отнести защиту законных интересов не только физических, но и юридических лиц: как известно, КоАП 1984 г. рассматривал в качестве субъектов административного правонарушения только физических лиц, при этом административные санкции, применимые к юридическим лицам, определялись отдельными федеральными законами, а также кодифицированными актами, например Таможенным кодексом РФ.

Защита законных экономических интересов физических и юридических лиц в качестве одной из задач административного законодательства означает охрану не только конституционных прав и интересов: гарантии правовой защиты в равной мере распространяются и на другие конституционные права, без которых невозможно осуществление права на законную предпринимательскую и иную экономическую деятельность, провозглашенного в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Таким образом, защита правоохраняемых интересов, указанных в ст. 1.2 КоАП, является комплексной задачей, решение которой обеспечивается не только административным законодательством, но и уголовным, гражданским и другими отраслями федерального законодательства.


Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях


1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.


Комментарий к статье 1.3


1. Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях определены гл. 1 - 4 разд. I КоАП, перечень видов административных наказаний определен ст. 3.2 КоАП (см. комментарии к соответствующим статьям КоАП).

Под вопросами, имеющими федеральное значение, понимается круг вопросов, отнесенных в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации.

2. Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумеваются федеральные суды общей юрисдикции, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Подсудность дел об административных правонарушениях мировым судьям предусмотрена и подп. 9 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Согласно подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы.

Под подсудностью дел об административных правонарушениях судам понимается компетенция суда, в соответствии с которой он должен рассмотреть дело о конкретном административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, судьями районных судов, судьями арбитражных судов, а также мировыми судьями (см. комментарий к ст. 23.1 КоАП).

3. О подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, районным (городским), районным в городах комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав см. комментарий к ст. 23.2.

4. Структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой определяется подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, федеральным органам исполнительной власти, утверждена Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 (в ред. Указа Президента РФ от 29 апреля 2002 г. N 439).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, рассматривают в пределах своих полномочий их должностные лица (см. комментарий к ст. 22.2).


Статья 1.4. Принцип равенства перед законом


1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно - правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


Комментарий к статье 1.4


1. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Настоящей статьей определено содержание принципа равенства перед законом физических и юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В частности, к иным обстоятельствам, наличие которых не должно повлиять на рассмотрение дела об административном правонарушении, относятся политические и иные убеждения.

При квалификации обстоятельств, смягчающих административную ответственность, принимаются во внимание физиологические особенности женщин - правонарушителей: согласно п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП к указанным обстоятельствам относится совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Данные особенности правонарушителя не могут не приниматься во внимание, что обусловлено ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

При привлечении лица к административной ответственности должны быть приняты во внимание обстоятельства, наличие которых сказывается на принудительных мерах, сопряженных с применяемой санкцией, но не освобождает правонарушителя от административной ответственности (см. комментарии к ст. 4.2, 4.3).

2. Под особыми условиями применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих государственные функции, подразумевается наличие у должностных лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, иммунитета от административной юрисдикции.

Иммунитет от административной юрисдикции предусмотрен Конституцией РФ и федеральными законами также и для указанных в них физических лиц: ст. 91, ч. 1 ст. 98 Конституции РФ предусмотрена неприкосновенность соответственно Президента РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Конституция определяет содержание неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы: указанные лица не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру. Таким образом, неприкосновенность данных лиц предусматривает, в частности, иммунитет в сферах уголовной и административной ответственности.

Установление Конституцией РФ и федеральными законами особенностей применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности не противоречит принципу равенства всех перед законом: лица, обладающие иммунитетом, освобождаются от применения мер административного принуждения лишь на время осуществления вверенных им полномочий, однако они могут быть привлечены к административной ответственности и до истечения срока полномочий при лишении их неприкосновенности (см. ч. 2 ст. 98 Конституции РФ).

Иммунитет действует только в отношении должностных лиц, определенных Конституцией РФ и федеральными законами; конституциями субъектов Федерации предусмотрена неприкосновенность президентов в тех республиках (государствах) в составе России, где учреждена эта должность, или иных высших должностных лиц, а также неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов.

О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 2.4.

3. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ). Организационно - правовые формы юридических лиц определены п. 2, 3 ст. 50 ГК.


Статья 1.5. Презумпция невиновности


1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.


Комментарий к статье 1.5


1. Презумпцией (от лат. praesumptio) является предположение, признаваемое достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Конституция РФ определяет содержание презумпции невиновности только применительно к преступлениям: согласно ч. 1 ст. 49 каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи презумпция невиновности действует в отношении физических и юридических лиц. О понятии вины и о формах вины лица, совершившего административное правонарушение, см. комментарии к ст. 2.1, 2.2.

2. По смыслу ч. 2, 3 комментируемой статьи подразумевается лицо, в отношении которого осуществляются процессуальные действия, предусмотренные КоАП. Вина лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения, должна быть доказана при рассмотрении дела и установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Наличие признаков виновного деяния должно быть доказано уполномоченным государственным, муниципальным органом (органом административной юрисдикции) или их должностными лицами, но не лицом, подозреваемым в совершении административного правонарушения, - подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность, но вправе делать это, руководствуясь субъективным миросозерцанием, без морального или физического принуждения со стороны указанных органов.

Обязанность органа административной юрисдикции подтвердить наличие признаков виновности в деянии подозреваемого КоАП 2001 г. предусмотрена впервые: согласно ст. 259 КоАП 1984 г. к обязанностям органа (должностного лица) при рассмотрении дела об административном правонарушении относилось и подтверждение виновности, однако при этом не было определено право подозреваемого доказывать свою невиновность.

Данные обязанности органа административной юрисдикции соответствуют предписанию ч. 2 ст. 49 Конституции РФ, однако указанной конституционной нормой они определены применительно к обвиняемым в совершении преступления, а не административного правонарушения.

3. Необходимость толкования неустранимых сомнений в виновности подозреваемого в совершении проступка в его пользу, предусмотренная п. 4 комментируемой статьи, также соответствует предписанию ч. 3 ст. 49 Конституции РФ, определяющей эту обязанность применительно к преступлениям.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает два последовательных процессуальных действия: доказывание вины лица и ее установление вступившим в законную силу постановлением органа административной юрисдикции, - при этом доказывание вины всегда предшествует ее установлению.

Таким образом, квалификация признаков вины в процессе производства по делу об административном правонарушении не свидетельствует о виновности деяния, в совершении которого подозревается лицо, впредь до ее последующего подтверждения (установления).


Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением


1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.


Комментарий к статье 1.6


1. Административное принуждение применяется при назначении административного наказания, а также в процессе применения к лицу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (мер административного пресечения; см. комментарий к ст. 27.1).

2. Применение мер административного пресечения обусловлено необходимостью осуществления последующих процессуальных действий: рассмотрения дела и, при вынесении постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, исполнения вынесенного постановления.

Меры административного пресечения (превентивные меры) предшествуют назначению административных наказаний либо, в случаях, предусмотренных КоАП, применяются независимо от назначения административного наказания.

Применение превентивных мер и административных наказаний сопряжено с моральным или физическим принуждением в отношении нарушителя, однако порядок их применения регламентирован КоАП и другими актами законодательства. В частности, КоАП содержит исчерпывающий перечень органов, должностных лиц, правомочных осуществлять административное задержание, определяет срок административного задержания, а также предусматривает процессуальные гарантии подозреваемым в совершении административного правонарушения при осуществлении личного досмотра, изъятия вещей и документов и иных мер административного пресечения, исчерпывающий перечень которых определен ч. 1 ст. 27.1 КоАП.

3. Обеспечение законности при применении мер воздействия означает осуществление всех принудительных действий в соответствии с КоАП, федеральными законами, при соблюдении прав подозреваемого, определенных законодательством, - в частности, в случае административного задержания последний вправе требовать уведомления лиц, указанных в ч. 3 ст. 27.3 КоАП, о применении к нему данной меры пресечения.

Соблюдение прав подозреваемых в совершении административного правонарушения должно осуществляться на всех этапах административного производства. В качестве мер обеспечения законности следует рассматривать осуществление предусмотренных КоАП процессуальных действий; например, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению при выявлении уполномоченным органом (должностным лицом) обстоятельств, исчерпывающий перечень которых определен ст. 24.5 КоАП.

Подозреваемый в совершении проступка вправе обжаловать примененные к нему меры административного пресечения. КоАП предусмотрены также возможности административного или судебного обжалования постановления по делу об административном правонарушении и его опротестования. Наличие указанных процессуальных гарантий обусловлено конституционным правом граждан на обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной власти, а также муниципальных органов административной юрисдикции (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

4. По смыслу ч. 2 данной статьи под применением административного наказания понимается исполнение уполномоченным лицом вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания. Применение мер административного пресечения может предшествовать назначению административного наказания, они могут быть применены независимо от назначения административного наказания, например при исполнении принятого по делу постановления.

5. Указание о противоправности действий (бездействия), унижающих человеческое достоинство, соответствует ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.


Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве


1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.


Комментарий к статье 1.7


1. При истолковании данной статьи следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Действие законодательства об административной ответственности во время и по месту совершения правонарушения означает, что к нарушителю применяются административные наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенные КоАП: органы государственной власти субъектов Федерации, а также муниципальные органы не вправе устанавливать административные санкции, однако правомочны осуществлять предусмотренные КоАП виды административно - процессуальной деятельности.

2. Обратная сила законодательства, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует предписанию ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, в соответствии с которой "если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что следует из сопоставления ч. 2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Установление административной и любой другой юридической ответственности возможно только федеральным законом, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускаются актом, принятым в указанной форме.

Усиление ответственности за административные правонарушения означает введение санкций, предусматривающих более значительные ограничения имущественных либо личных неимущественных прав нарушителя в сравнении с наказаниями, действовавшими прежде. Административная ответственность может быть усилена в виде повышения размера денежного взыскания либо путем замены имущественных административных санкций наказаниями, ограничивающими свободу правонарушителя.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается обратная сила закона только применительно к постановлению о назначении административного наказания. В отличие от этого, порядок, исключающий обратную силу закона, применяется также и в отношении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3. Принятие акта, смягчающего ответственность, означает общую гуманизацию наказания, при этом возможно установление менее значимых размеров имущественных санкций либо сокращение сроков применения административных наказаний, ограничивающих для нарушителя право на свободу. Смягчение ответственности происходит при внесении корректив в перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, например в случае сокращения видов указанных обстоятельств, определенных ч. 1 ст. 4.3 КоАП.

Гуманизация наказания возможна при изменении компетенции органов административной юрисдикции: предоставлении им дополнительных полномочий, в соответствии с которыми указанные органы вправе и не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность (см. п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП).

4. КоАП не определяет содержания понятия "время совершения правонарушения". Применительно к УК под временем совершения преступления подразумевается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК). В отличие от КоАП, УК предусматривает возможность принятия федеральных законов, улучшающих положение лица, совершившего преступление; к их разновидностям относятся законы, устраняющие преступность деяния или смягчающие наказание (ч. 1 ст. 10 УК).

Некоторыми кодифицированными актами, предусматривающими применение административных санкций, установлен особый порядок их действия во времени, отличный от порядка, определенного комментируемой статьей. Статьей 6 Водного кодекса РФ, ст. 4 ЛК и п. 1 ст. 5 БК предусмотрен идентичный порядок действия водного, лесного и бюджетного законодательства во времени: акты указанных отраслей законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие . Названные Кодексы не относятся к правоустанавливающим актам: ст. 130 Водного кодекса РФ, ст. 110 ЛК определено применение мер административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно ст. 289 - 306 БК штрафные санкции применяются в соответствии с КоАП.

--------------------------------

Согласно п. 1 ст. 5 БК вышеуказанный порядок действия бюджетного законодательства во времени применяется, если иное не предусмотрено БК или федеральным законом.


Таким образом, при назначении административных наказаний должен применяться порядок действия во времени законодательства, устанавливающего административную ответственность, определенный ч. 2 комментируемой статьи.

При применении административных санкций согласно БК необходимо учитывать, что указанным актом наряду со штрафом (в соответствии с КоАП) установлены самостоятельные, главным образом имущественные, административные санкции: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, начисление пеней и другие предусмотренные ст. 282 БК.

Поскольку административные санкции, применяемые к правонарушителям согласно ст. 282 БК, являются составной частью бюджетного законодательства, то в указанных случаях применяется порядок действия законодательства во времени, определенный п. 1 ст. 5 БК; в отличие от ч. 2 ст. 1.7 КоАП в п. 1 ст. 5 БК указано, что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено БК или федеральным законом.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, установленное ст. 5 НК, существенно отличается от аналогичных предписаний КоАП: согласно п. 4 ст. 5 НК акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение налогоплательщиком или иными лицами своих обязанностей, предусмотренных ст. 23, п. 3 ст. 24 НК, может рассматриваться в качестве налоговых правонарушений (ст. 116 - 129.1 НК).

Федеральный закон, устраняющий такие обязанности, фактически устраняет и ответственность за их неисполнение, однако установление этого юридического факта зависит от истолкования правовой нормы, во всяком случае, федеральным законом должны быть точно определены предписания, имеющие обратную силу.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК налоговые отношения представляют собой разновидность административных отношений и не регламентируются гражданским законодательством. Таким образом, налоговые санкции, определенные п. 2 ст. 114 НК, представляют собой разновидность административных санкций, а федеральные законы, устанавливающие, смягчающие или отменяющие ответственность за налоговые правонарушения, являются составной частью законодательства об административной ответственности.

5. Следует учитывать следующие особенности действия во времени законодательства, устанавливающего ответственность за административные правонарушения, и законодательства, определяющего меры гражданско - правовой ответственности:

а) согласно п. 1 ст. 4 ГК акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, действие федерального закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом: таким образом, акты федеральных министерств и ведомств, содержащие нормы гражданского права, не имеют обратной силы (во всяком случае, ГК это не предусмотрено);

б) обратная сила указов Президента РФ и постановлений федерального Правительства, содержащих нормы гражданского права, ГК предусмотрена только в случаях, если этими актами установлены правила, обязательные для сторон договора (императивные нормы): договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения (см. п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 422 ГК);

в) гражданско - правовая ответственность устанавливается только федеральными законами, указанные выше федеральные подзаконные акты могут содержать нормы гражданского права, но не устанавливать гражданско - правовую ответственность: согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ любые виды юридических санкций могут быть определены только федеральным законом. В то же время необходимо принимать во внимание и особенности обратной силы подзаконных актов, учитывая, что в них могут быть регламентированы административно - процессуальные действия: например, полномочия органов административной юрисдикции, как правило, определяются на подзаконном уровне.

Обратная сила федеральных законов, устанавливающих административную ответственность либо предусматривающих применение административных санкций в соответствии с другими федеральными законами, определена применительно к их действию во времени (см. ст. 5 Водного кодекса РФ, ст. 4 ЛК, ст. 5 БК, ст. 5 НК), однако в некоторых случаях она определяется применительно к порядку введения в действие федерального закона и не оговаривается в специальных структурных единицах акта (см. п. 3 ст. 72 Градостроительного кодекса РФ).

6. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Указанный закон применяется во все время рассмотрения впредь до его отмены. Под временем рассмотрения дела подразумевается время, затраченное на осуществление процессуальных действий, осуществляемых органами административной юрисдикции и (или) уполномоченными ими должностными лицами. Начало его исчисления обусловлено юридическим фактом, с которым КоАП связывает возможность осуществления процессуальных действий: например, с момента составления протокола об административном правонарушении или с начала осуществления действий, необходимых для его составления (в тех случаях, когда КоАП предусмотрено составление протокола) (см. ст. 28.2, 28.6 КоАП).

Начало исчисления сроков рассмотрения дела об административном правонарушении может быть связано с осуществлением мер административного пресечения, применяемых в отношении лица, подозреваемого в совершении проступка. Такими мерами могут быть личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и другие предусмотренные ч. 1 ст. 27.1 КоАП: в указанных случаях сроки рассмотрения дела об административном правонарушении исчисляются со дня получения уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.



internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-9-fevralya-2007-g.html
internet-resursi-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-26-iyunya-2008-g.html
internet-resursi-grizlov-b-v-monitoring-smi-13-aprelya-2007-g.html
internet-resursi-grizlov-b-v-monitoring-smi-17-iyulya-2007-g.html
internet-resursi-grizlov-b-v-monitoring-smi-21-23.html
internet-resursi-grizlov-b-v-monitoring-smi-24-26.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-7-antigravitacionnij-kamen-aleks-vilenkin-mir-mnogih-mirov-fiziki-v-poiskah-parallelnih-vselennih-perevod.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-soderzhanie-razdelov-i-tem-disciplini-rabochaya-programma-disciplini-opd-f-08-mirovaya-ekonomika-dlya-specialnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/podgotovka-kadrov-vedetsya-na-osnove-gosudarstvennogo-zakaza-na-celevuyu-i-kontraktnuyu-podgotovku.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-geografiya-zhne-ekologiyani-oitu-dstemes-pn-bojinsha-050609-geografiya-mamandiini-studentter-shn-pavlodar.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-v-ekologiya-vodoroslej-050102-biologiya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zubnoj-tehnik-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-sluzhashih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-praktiki-dlya-napravleniyaspecialnosti-210300-68-radiotehnika.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ekologiya-napravlenie-podgotovki-27-03-03-220100-sistemnij-analiz-i-upravlenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chem-mne-blizok-anton-pavlovich-chehov-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/valloniya-260-toplivno-energeticheskij-kompleks-77-vneshnyaya-torgovlya-79-pravo-83-mezhdunarodnoe-pravo-86.html
  • studies.bystrickaya.ru/kriminologicheskaya-harakteristika-prestuplenij-sovershaemih-po-neostorozhnosti-i-ih-preduprezhdenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udacha-lyubit-podgotovivshegosya-novosti-iz-razlichnih-istochnikov-22.html
  • bukva.bystrickaya.ru/matematicheskie-ponyatiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-sentyabrya-2008-g-n-132-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-po-predostavleniyu-gosudarstvennoj-uslugi-po-obucheniyu-naseleniya-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozniknovenie-grecheskoj-apologetiki-chast-9.html
  • testyi.bystrickaya.ru/611-kriterii-i-priznaki-opredelyayushie-model-pacienta-ramn-v-i-kulakov-professor-d-m-n-zasluzhennij-deyatel.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-mezhdunarodnoe-pravo-dlya-specialnosti-021100-030501-65-yurisprudenciya-dlya-napravleniya-521400-030500-62-yurisprudenciya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/puti-resheniya-problem-rasprostraneniya-znanij-i-navikov-obshestvennogo-uchastiya-v-byudzhetnom-processe-i-byudzhetnogo-analiza-vedushie-n-i-skryabina-a-d-chanko-skryabina-n-i.html
  • bystrickaya.ru/verhovnij-sud-rf-chast-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-priroda-tvorchestva-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-6-zhilishnij-kooperativ-otchet-dolzhen-sostoyat-iz-sleduyushih-punktov-zagolovok-laboratornoj-raboti-nazvanie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskij-progress-i-ego-trebovaniya-k-kvalifikacii-rabochih-kadrov.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-anglijskomu-yaziku-dranishnikova-s-a.html
  • student.bystrickaya.ru/1-celevoe-naznachenie-rabot-prostranstvennie-granici-obekta-osnovnie-ocenochnie-parametri.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izbrannie-voprosi-morfologii-ii-priglashenie-i-programma-perm-2012-rektorat-i-sovet-sno-permskoj-gosudarstvennoj.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/issledovanie-dvizheniya-centra-mass-mezhplanetnih-kosmicheskih-apparatov-chast-14.html
  • writing.bystrickaya.ru/dogovor-energosnabzheniya-chast-3.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-100200-turizm.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-dati-svyazannie-s-vstupleniem-zakonoproekta-v-silu-predislovie-4-sharov-a-v-ob-osnovnih-elementah-administrativnoj.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabotosposobnost-detej-i-podrostkov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vozrastnaya-fiziologiya-i-shkolnaya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-dlya-vseh-specialnostej.html
  • education.bystrickaya.ru/2-gosudarstvennaya-sluzhba-frg-predistoriya-federalnaya-programma-knigoizdaniya-rossii-rukovoditeli-avtorskogo-kollektiva.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-studencheskogo-nauchnogo-kruzhka-municipalnaya-elita.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednij-indeks-citirovaniya-u-prepodavatelej-vuza.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-period-stranica-18.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.