.RU

Из беседы с Софьей Иосифовной Кузнецовой








Из беседы с Софьей Иосифовной Кузнецовой.


Когда я пришла работать в ФБОН, директором был Виктор Иванович Шунков. Его заместителем была Зинаида Карловна Эггерт. Она была немкой и очень прямолинейным человеком, а он был гибкий умный человек.

И вот так сложилось, что в библиотеке оказалось много людей, которые или не хотели или не могли «пробиваться» по каким-то своим анкетным данным в более престижные институты. Так создался коллектив ученых, не библиотекарей, а действительно ученых. Мы были тогда молодыми, и я помню, что у нас в отделе даже висел лозунг: «В библиотеке надо быть человеком, а не библиотечной крысой».

В большой степени это относилось к востоковедению. Тогда еще важность взаимоотношений с Китаем, с Востоком как-то не очень очевидно понималась в верхах. И вот в отделе Востока у нас сложился коллектив из очень талантливых в научном плане людей. Тогда отдел Востока назывался библиографическим. Я пришла туда в 1954 году. У нас был нестандартный коллектив. В том числе у нас были будущие доктора наук, крупные специалисты, например, по Китаю – Виталий Рубин, по Индии – Клара Ашрафьян.

Я стала заведующей случайно и очень быстро, не потому что я к этому стремилась, а потому что умер старый заведующий, пожилой и вполне традиционный человек. Когда я защитила кандидатскую диссертацию, я даже не пыталась остаться в Москве – это называлось «устроиться». Я не обладала такими возможностями и знакомствами. В МГУ после аспирантуры нас распределяли. Вызывали на комиссию, не помню, до защиты или после, и предлагали вакансии. Ведь СССР-то побольше Москвы. Мне предложили несколько городов, в том числе Баку.

И вот я 4 года прожила в Баку, преподавала в Азербайджанском государственном университете, АЗГУ сокращенно. От того, чтобы остаться там на всю жизнь меня спасло то, что там прикрыли русское отделение, на котором был очень интернациональный состав, в том числе было много азербайджанцев.

. Национализм возник не в 1991 году. Сейчас все стало в этом отношении резко меняться, но все это началось еще при Гейдаре Алиеве. Сейчас это страшный национализм, а тогда было строгое деление: ректор – азербайджанец, проректор – армянин или еврей, чаще армянин. Так Арзуманян, первый директор ИМЭМО, был у нас проректором. В Баку в то время была большая армянская диаспора. После погромов они вынуждены были бежать.

Национализм начался после 1924 года вместе с размежеванием республик и приоритетом так называемых титульных наций. И по мере того, как с помощью русских ученых постепенно выращивали национальные кадры, они становились начальниками, а дальше все зависело от личных качеств, понимали ли они необходимость интернационального коллектива или начинали вытеснять инонационалов.

Как-то в ФБОН пришел профессор Рейснер из университета. Он был из плеяды знаменитостей Московского университета. Очень интересный яркий человек, брат Ларисы Рейснер. Он хорошо и увлекательно читал лекции по Индии, все к нему ходили на лекции. И вот именно он попросил взять своего молодого ученика, который работал где-то корректором или что-то в этом духе, В общем, не по специальности. Разве можно было не взять того, за кого, за кого просил сам Рейснер?

Это был Леня Гордон, Леонид Абрамович Гордон, известный в будущем социолог. Он умер несколько лет назад, его очень торжественно хоронили в ИМЭМО. Он действительно один из нескольких ведущих социологов, которые начали заниматься рабочим классом. Начал-то он с рабочего класса Индии. А потом уже стал одним из организаторов знаменитых экспедиций и много сделал для развития советской социологии.

Тогда ходили на работу каждый день, а «от» и «до». Даже бросали какую-то жестянку в ящик, когда приходили. Поэтому не только работали, но и разговаривали. В нашем отделе это были не бабские разговоры про шляпки и прочее, а именно про судьбы науки.

И вот Леня Гордон зная об опыте ВИНИТИ, который к тому времени уже существовал, как-то сказал: «Смотрите, какой у нас здесь коллектив и как нам здесь хорошо. Так вместо того, чтобы пытаться убежать в институты, давайте здесь создадим институт». Он подал идею, а я понесла эту идею Виктору Ивановичу, и он без большого энтузиазма сказал, что, очевидно, это возможно, я мешать не буду, но и особенной помощи от меня не ждите. Но ведь главное – чтобы начальство не мешало. Вот главная функция начальства – чтобы оно не мешало, а он был достаточно умен для этого. Кроме того, он уже был сильно болен в это время. По-моему, лет восемь продолжался процесс бесконечного писания всяких методических бумаг. Мне пришлось отложить свою защиту, потому что я писала огромное количество всех этих, по-моему, псевдометодических обоснований. Они были очень солидными. Когда все это кончилось, я весь этот архив с наслаждением вынесла на помойку. Там было много папок. Я писала общие бумаги, Софья Константиновна Виленская – методические обоснования применительно к библиотеке.

За это время Шунков умер, а Гордон ушел в институт. Не выдержал этих бесконечных наших хождений, писаний. Сперва в Институт мирового рабочего движения, а потом в ИМЭМО. За это время все, кто хотел, подготовить диссертацию, это сделали. Он подготовил диссертацию по рабочему классу Индии, и ушел в ИМРД.

Я писала в бесконечных «обоснованиях», что создание предлагаемого нами научного центра даст возможность для выпуска реферативных журналов по различным общественным дисциплинам. Мы сразу ставили так вопрос и даже своими силами выпустили пробный реферативный журнал по Индии

В это время уже ВИНИТИ выпускал журналы, но там аннотации были небольшие, а у нас речь шла о настоящих рефератах. Мы доказывали, что по общественным наукам нужно обязательно писать развернутые рефераты.

Идея была благородная. Я перед этим преподавала в Баку и хорошо знала про пустоту на периферии. Баку вроде большой город, столица Азербайджана, но научной литературы не было. На периферии Советского Союза это было проблемой все время. Все что получали – получали в 2-3 экземплярах. Что-то оседало во Всесоюзной библиотеке им. Ленина, что-то у нас – вот и все.

В самой идее рефератов не было ничего нового, новое состояло в том, что они должны быть такими развернутыми: мы хотели сделать такие рефераты, чтобы они могли заменить людям книжку и чтобы не надо было тратить свой отпуск на то, чтобы ехать в Москву и там что-то срочно «начитывать».

Как на периферии как преподаватели читали лекции? Брали брошюрки Высшей партийной школы и по ним читали лекции. Они не виноваты были, ничего не было. А мы хотели дать первоисточники. Основная идея была, что реферат должен был таким, чтобы он мог заменить книгу, что в нем должны быть развернутые цитаты, которые преподаватель мог процитировать. Многие так защитили диссертации, списывая с наших рефератов, не ссылаясь на нас, Но ведь так было задумано, чтобы дать людям замену первоисточника. Тогда ведь и Интернета не было, получали-то всего два комплекта журналов. То есть физически не были доступны комплекты журналов, так что настоящие научные труды по научным проблемам, когда требуется много научной литературы, могли писать только люди, которые выезжали за границу, которые могли купить там что-то или посидеть там в библиотеке. Простым смертным тем более не в Москве, а даже и в Ленинграде уже было сложно. Поэтому идея была – «понесем свет науки в массы», заменим первоисточники для всей армии советских ученых. И то, что ФБОН имел отделы по всем наукам – это должно было способствовать такому эффекту. Ведь, в общем-то, общественные науки нуждаются в комплексе. Идея была в том, что на базе будущего института соберется особый коллектив, содружество подлинных ученых. И первые годы, пока у нас были деньги, действительно к нам приходили из разных институтов и за достаточно грошовый гонорар из-за того, что мы давали им на руки оттиск, который они бы увидели потом через год, пока он пройдет все библиотечные инстанции, за это они писали нам рефераты. Это сейчас мы пишем сами, нет денег, а тогда нам писали крупные специалисты. Так, что идея была очень хорошая. Просто сейчас не только ИНИОН, а вообще Академия наук в бедственном положении. Я понимаю значение новых СМИ, но дело в том, что должно пройти все-таки, наверное, два-три поколения людей, а не только усовершенствования машин, чтобы все научились не просто «рыскать» по Интернету, а действительно получать необходимую информацию по интересующей человека тематике, и самое главное находить там новые идеи. И потом наша страна не всегда будет отставать от общего развития. В каких-то областях мы же прорвались, но у нас это всегда так было, если это не связано с военно-промышленным комплексом...

Итак, восемь лет я писала эти обоснования о необходимости создания научного центра, пока, наконец, в 1972 году мы выпустили первые журналы. Это очень долгий процесс из-за бюрократии. Процесс согласования – это процесс сложный, трудоемкий. И это надо было согласовывать не в Президиуме АН СССР, а должен был разрешить ЦК. Это же идеологическое дело.

Даже я при моей нелюбви к общению с сильными мира сего, неоднократно ездила в ЦК к разным начальникам.

Как только я собиралась ехать туда, все в отделе собирали деньги, снабжали меня финансами. Там буфет был роскошный и дешевый. Вы же понимаете, что с едой тогда было плохо. Главное, что и достать ничего было нельзя. А буфетчицы были очень рады появлению таких единиц, как я. И они все понимали, потому что сами в городе жили. А заевшиеся циковские начальники брали по малости, поэтому я своими покупками помогала выполнить этим буфетчицам план.

Потом мы обращались и к академикам, которые могли своим весом поддержать нас в Президиуме, потому что там тоже надо было все доказывать.

В общем, это был долгий процесс. Шунков, к сожаленью, умер. Замещала его некоторое время Инесса Александровна Ходош. Это был у нас момент безвластия. Мы, когда нам нужно было определиться с выбором будущего директора института, остановились на Льве Петровиче Делюсине. Мы хотели, чтобы его назначили нашим директором. Этот выбор был нашим низовым выбором – поехали к нему и предложили. Ведь я повторяю, институт задумывался как такой светоч для провинции и вообще для обществоведов, который будет знакомить их с зарубежной литературой. Делюсин для этого очень подходил. Он был доктором наук. Если бы он остался, он стал бы член-корром и т.д. Но он оказался слишком свободомыслящим для начальства, которое победило в Президиуме АН. Я не помню, сколько он у нас пробыл, примерно год. Он за это время привел в институт много интересных людей. Но для нашего отдела было важно, что он привел новых китаистов.

В тот момент, кажется, вице-президентом, в общем, каким-то большим начальником был Румянцев. В то время издавался в Праге журнал, считавшийся рассадником свободомыслия – «Проблемы мира и социализма». В нем печатались статьи, которые в газете «Правда» не прошли бы. Румянцев одно время был там то ли куратором, то ли редактором этого журнала и знал Делюсина по этому пражскому неортодоксальному журналу. Так вот, Делюсин считал, что и мы должны были внушать ЦК, правительству прогрессивные мысли под видом обзоров зарубежной литературы. Первое, что он сделал, это попросил каждый сектор написать обзор литературы по какой-либо общей проблеме. Потом я помню, наш кусок он принял, что было неудивительно, поскольку мы давно этим занимались, а другие куски он сел и сам все переписал. Он был широко образованный человек. Но он не прижился на «верхах» ЦК и АН, а институту, конечно, важно было, чтобы был человек, который может обеспечить покровительство «верхов» и, главное, здание нужно было достраивать.

А потом пришел наш многолетний директор В.А. Виноградов, с именем которого теперь, во-многом, связывают создание института. Он сделал очень много, прежде всего сохранил квалифицированные кадры прошлых лет. У нас никак не могли построить новое здание. Когда он увидел, как мы ютимся на улице Фрунзе, где район чудесный, и здание у нас красивое, хоть и очень тесное, он сумел добиться денег для того, чтобы достроить наше здание. Он все это сдвинул, и строительство пошло намного быстрее. Благодаря Виноградову о библиотеке больше не было упоминания и ФБОН превратился в ИНИОН.

При нем мы переехали в новое здание и вышли первые три наших реферативных журнала. Он сказал, что для того, чтобы оправдать получение денег, надо показать результат. К этому моменту были готовы востоковеды, экономисты и сектор научного коммунизма. Поэтому макеты первых трех журналов были изданы и мы поехали их обсуждать, конечно же, в Ленинград. При всем том, что Москва – столица, всегда оглядывались на Ленинград, на ленинградских ученых. В Ленинграде было объединенное обсуждение представителей Ленинградского университета и ленинградского филиала Академии наук. Все были безумно счастливы, что, наконец, мы будем знать то, что происходит за рубежом. Тогда еще никто не знал, что наступит время Интернета.

Несмотря на то, что мы должны были освещать то, что происходит за рубежом, мы должны были проповедовать и советскую науку. Поэтому запустили и зарубежную и советскую серии.

Очень известные авторы для нас писали. Кому-то это было и материальное подспорье. Ученые никогда не жили богато. Но самое главное было то, что они получали в собственность ксерокс той статьи, которую иначе, бог знает, когда бы получили, а может и вообще-бы не получили, и которую мы сами отбирали и старались хорошо отбирать. Сперва мы давали человеку написать реферат, и когда видели, что человек хорошо пишет, мы могли предложить ему и работу у нас, например, младшему научному сотруднику перейти на должность старшего.

Эта, конечно, не новая идея. Мы знали, что так же делает и ВИНИТИ. Ничего нового в этом не было. Новым был совершенно другой тип реферата. ВИНИТИ ведь возник оттого, что наши власти решили, что нам нельзя отставать в области технических наук и создали ВИНИТИ с его журналами, чтобы люди знали над чем работают на Западе и могли почерпнуть эти знания. А мы решили, что общественные науки тоже очень важны. Сейчас, когда идеология в загоне (кроме национальной идеи), эта идея бы не прошла. Если бы не было ВИНИТИ, то, возможно, и у нас не родилась бы идея создать научный центр для реферирования литературы по общественным наукам, но мы предложили другой тип реферата с тем, чтобы полностью адекватно заменить первоисточник.

Каков был состав сотрудников ФБОН? Когда я пришла в ФБОН, там были библиографические сектора по всем направлениям, что тоже наталкивало на мысль о том, что институт может быть таким сосредоточием реферативной работы по многим направлениям. ФБОН при Шункове был единственной возможностью быть «при литературе» для тех, кто не сумел попасть в научные институты.

Шункову предложения нашей востоковедческой группы по изменениям в работе (написание аннотаций, разметка статей в журналах для аннотаций, объединение в один бюллетень иностранной и русскоязычной литературы) понравились, хотя в других отделах были возражения, также и на Ученом совете. Понимаете, в востоковедении всегда можно было более свободно высказываться. Одно дело крамольную мысль по истории России высказать, а другое дело сделать это в востоковедческой работе. Можно было многое написать, ссылаясь на специфику Востока, а потом «присадить» какую-нибудь марксистскую цитату…

Тогда пришло много людей более широко подготовленных и свободно мыслящих. Это все было связано с ситуацией в стране. Задумывалось, что ИНИОН станет сосредоточием научной мысли. Этот счастливый период продолжался, так же как и в стране: были 60-е годы, поколение шестидесятников, потом пришли годы застоя.

В научном плане у нас в Отделе, общение строилось по принципу: что я вычитал у того то и такого то, и по этому поводу тут же высказывались дополнительные взгляды. Представьте себе, ты сидишь в читальном зале в рабочее время, читаешь зарубежную литературу и вольно или невольно обдумываешь ее. Многое было вычитано из западной литературыи обсуждено в нашем коллективе.

Какими идеями тогда увлекались? Например, было всеобщее увлечение рабочим классом. Ведь тогда очень много возлагалось надежд на то, что весь мир изменится. Считалось, что постепенно весь мир пролетаризуется. Пролетаризация в смысле того, что более многочисленным становится рабочий класс. Все же верили, что социализм будет построен. Это потом пришло увлечение средним классом. Вот, Гордон, ученик Рейснера, а писал по проблемам рабочего класса. Для него в научном отношении это был радикальный переход. Заниматься рабочим классом Индии, не проводя обследования в стране - это ведь не настоящая социология. Это и привело его постепенно к уходу из востоковедения в социологию. В смысле континентов тогда стала выдвигаться на первый план Африка. Недаром наше правительство вкладывало туда столько денег.

Постепенно многие из востоковедов уходили в более широкую область. Каковы были для этого предпосылки? Востоковедение – наука комплексная. Можно специализироваться по какой-то узкой тематике, по одной стране, но всегда была традиция комплексного изучения стран Востока. Поэтому здесь переходы в сферу более широких размышлений были более органичны, чем, например, допустим, филологу стать историком. Это сказывалось и в востоковедческом образовании.

Нас обучали в большом объеме экономическим сюжетам, культуре, религии – все это у нас преподавалось, хотя в довоенном востоковедении это все-таки более четко соблюдалось, наверное. В 60-е годы всё стало более свободно и такие переходы стали не столько часты, сколько легки.

gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-030100-00-informatika-s-dopolnitelnoj-specialnostyu.html
gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-031100-pedagogika-i-metodika-doshkolnogo-obrazovaniya.html
gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-031200-pedagogika-i-metodika-nachalnogo-obrazovaniya.html
gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-032000-050717-specialnaya-doshkolnaya-pedagogika-i-psihologiya.html
gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-032900-russkij-yazik-i-literatura.html
gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-060200-ekonomika-truda-kvalifikaciya-ekonomist-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vid-rabot-128-antiseptirovanie-derevyannih-konstrukcij-polozhenie-o-trebovaniyah.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-luchshih-uslovij-dlya-polucheniya-kachestvennogo-obrazovaniya-dlya-raskritiya-potenciala-lichnosti-kazhdogo-uchashegosya-zadacha-vsego-pedagogicheskogo-kollektiva.html
  • composition.bystrickaya.ru/ochishenie-i-aktivizaciya-shablona-ka-amora-guan-in-nasledie-pleyad-probuzhdenie-energii-ka.html
  • testyi.bystrickaya.ru/astana-stranica-7.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-25-remont-detalej-transmissii-programma-metodicheskie-ukazaniya-spec-190604-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-oformit-podpisku-na-rassilku-informacii-o-novih-knigah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-samostoyatelnaya-rabota-individualnoe-konsultirovanie-rabota-v-mini-gruppe-gruppovaya-rabota.html
  • bukva.bystrickaya.ru/promezhutochnie-rezultati-osvoeniya-programmi-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • universitet.bystrickaya.ru/taktika-obsheniya-sotrudnichestvo-obrazovatelnaya-programma-pokazivaet-kak-s-uchetom-konkretnih-uslovij-i-osobennostej.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-ekto-i-endoprotezirovaniya-i-ortopedicheskoj-stomatologii-fpdo-plan-fakulteta-poslediplomnogo-obrazovaniya-na-2012-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektricheskie-izmereniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/privet-kamchadali-vot-nebolshoj-perechen-vozmozhno-postavlyaemogo-oborudovaniya-ceni-ukazani-bez-dostavki-ceni-sootvetstvenno-v-moskve-no-dumayu-pri-opredelyonn-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/2-urovnevaya-differenciaciya-v-obuchenii-kontrolnaya-rabota-po-discipline-pedagogika-i-psihologiya-tema-differencirovannij.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-obekti-i-metodi-izucheniya-nauki-informatiki-kontrolnie-voprosi-po-teoreticheskomu-materialu-1-semestra.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-proektu-zakona-stavropolskogo-kraya-o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-stavropolskogo-kraya-o-nekotorih-voprosah-provedeniya-viborov-v-organi-mestnogo-samoupravleniya-v-stavropolskom-krae-na-1-l-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/32004l0018-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prichina-tridcat-vtoraya-gomeopaticheskaya-kniga.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spiski-chlenov-mezhdunarodnogo-soveta-muzeev-ikom-ot-rossii-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bbk-74-262-21-stranica-12.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudnosti-monastirskoj-zhizni-k-tihomu-pristanishu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/super-gorod-drevnih-vremen.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-47-na-2011-2015-gg.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-urok-gorod-edinstvo-nepohozhih-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-pervogo-uroka-2008-2009-uchebnogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cena-za-1-kg-komissiya-po-provedeniyu-sovmestnih-torgov-zaprosov-kotirovok-cen-na-postavku-prodovolstvennih.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritogo-krizisa-psihologii-stranica-12.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sformirovana-programma-iv-kongressa-industrii-detskih-tovarov-prodolzhaetsya-registraciya-uchastnikov-iv-kongressa-industrii-detskih-tovarov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-gia-po-fizike-po-teme-kvantovie-yavleniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formirovanie-motivacii-ucheniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zapros-o-predostavlenii-kommercheskoj-informacii.html
  • turn.bystrickaya.ru/pesn-desyatayasovershennoe-schastlivoeiskusstvo-zhizni-m-i-mihajlova-i-i-d-serebryakova.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-dolzhna-soderzhat-razrabotku-naibolee-aktualnih-problem-sootvetstvuyushih-potrebnostyam-sovremennogo-etapa-razvitiya-obshestva-uchitivat-konkretno-slozhivshuyusya-situaciyu-v-gosudarstve.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-ispolzovaniya-internet-resursov-v-formirovanii-kommunikativnoj-kompetencii-studentov-specializirovannih-vuzov-na-materiale-obshestvenno-politicheskoj-tematiki-2-oj-kurs-anglijskij-yazik-specialnost-13.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/london-premium-8-dnej-7-nochej-7-ekskursij-novaya-versiya-stoimost-tura-na-cheloveka-v-rublyah.html
  • student.bystrickaya.ru/211-povtorenie-dispetcherskih-ukazanij-prikazom-rosaeronavigacii.html
  • school.bystrickaya.ru/english-schools.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.