.RU

Исторический источник: виды и типы


Исторический источник: виды и типы


Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция.

Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников:

1. письменные;

2. вещественные;

3. этнографические;

4. устные;

5. лингвистические;

6. фотокинодокументы;

7. фонокументы1.

В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.

  1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).

  2. ^ Изобразительные источники

А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);

Б) изобразительно-графические;

В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).

  1. ^ Словесные источники:

А) разговорная речь;

Б) памятники устного творчества (фольклор);

В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.

  1. ^ Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

  2. Поведенческие источники.

Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

  1. ^ Звуковые или аудиальные источники.

Это звуки в широком и узком смысле1[1].

Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента:

1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Произведения, которые люди создают в процессе осознанной целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей. Они же несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Чтобы ее получить, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников. Однако ее надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать.

Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. В интерпретации присутствуют три аспекта.

  1. Содержание самого источника (условно говоря, «Самотолкование» источника). Очень важно критические оценивать источник на предмет его достоверности и не верить без оговорок всему, что там говорится.

  2. Толкование, которое дает вам через предисловие, комментарий посредник. Между нами и опубликованным источником всегда стоит толкователь: редактор, составитель комментариев. При использовании результатов их работы, важно понять уровень и качество ее исполнения.

  3. Ваше собственное понимание источника.

От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержанию. Для него становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя человека другого времени. Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, обосновывает свою позицию.

В процессе источниковедческого анализа исследователь раскрывает информационные возможности источника, интерпретирует те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли сообщает источник, свидетельствует прямо или косвенно о своем авторе и о том этапе социального развития, когда источник был создан, воплощен в данную вещественную форму. Опираясь на результаты проведенного исследования, исследователь обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез. Синтез – это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа.

Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.

С ходом исторического развития нашего Отечества претерпевали изменения и исторические источники. Например, письменные исторические источники XI-XVII вв. это летописи (местные и общерусские), исторические произведения, хронографы, законодательные источники, акты, литературные произведения; в XVIII нач. ХХ в. происходят изменения в корпусе исторических источников при переходе от средних веков к новому времени и далее. Увеличивается количественный рост, упрощается содержание отдельно взятых документов, увеличивается количество разновидностей, происходит публикация и тиражирование исторических источников, появляются массовые источники. Расширяется комплекс делопроизводственных материалов. Широко используются материалы фискального, административного и хозяйственного учета, статистика. Появляется такой вид исторических источников, как публицистика и периодическая печать. Более широко распространяются источники личного происхождения. Они наиболее последовательно воплощают процесс самосознания личности и становления межличностных отношений. К источникам личного происхождения относятся дневники, частная переписка (эпистолярные источники), мемуары-автобиографии, мемуары – «современные истории», эссеистика, исповеди.

Источники ХХ в. по сравнению с документами предыдущих эпох мене изучены.

За прошедший век Россия пережила три революции, четыре войны, пять государственных образований (Российская империя, Российская республика 1917 г., РСФСР, СССР, Российская Федерация). И на протяжении всего века – сложнейшие социально-экономические изменения: столыпинская аграрная реформа, «Военный коммунизм», нэп, индустриализация, коллективизация, освоение целины, «Развернутое строительство коммунизма», «перестройка» 80-х гг., постперестроечное время. Эти процессы отражены в огромном количеств документов, но значительная часть событий не оставила после себя никаких следов.

Значительным и важным комплексом исторических источников по истории ХХ в. России являются документы политических партий и организаций в том числе документы КПСС (программные, уставные, высших органов КПСС и т.), документы лидеров КПСС (произведения Ленина В.И. и других лидеров партии) и документы других политических партий периода революции.

Не менее важны для исследователя законодательные акты, статистические источники, делопроизводственная документации государственных учреждений и общественных организаций, материалы планирования народного хозяйства, судебно-следственные материалы, дипломатические документы, периодическая печать, мемуары.

Мемуары специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность; при этом документальность основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцев описываемых событий. Мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени

Воспоминания способны восстановить множество фактов, которые не отразились в других видах источников. Мемуарные частности могут иметь решающее значение для реконструкции того или иного события.

Воспоминания — это не только бесстрастная фиксация событий прошлого, это и исповедь, и оправдание, и обвинение, и раздумья личности. Поэтому мемуары, как никакой другой документ, субъективны. Это не недостаток, а свойство мемуаров, ибо они несут на себе отпечаток личности автора. Все достоинства и недостатки мемуариста невольно переходят и на воспоминания.

Однако мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени. Искренность мемуариста, полнота и достоверность его впечатлений зависят от той эпохи, в которой писались, во-первых, и публиковались, во-вторых, мемуары. Немаловажное значение имеет и объект воспоминаний: событие или личность, о которых пишет мемуарист. Иногда это имеет решающее значение. Мемуаристу нередко в первую очередь хочется показать свою роль в этом событии, отношение той или иной выдающейся личности к мемуаристу.

К мемуарам, как и к любым другим источникам, необходим критический подход. В источниковедении отработана "технология" критического анализа мемуаров (что, естественно, не исключает необходимости ее совершенствования).

Прежде всего необходимо изучить личность автора, время и место действия описываемых событий. Очень важно установить положение, занимаемое автором в происходивших событиях, а стало быть, его осведомленность о них.

Важным вопросом критического анализа мемуаров является установление источников осведомленности автора. Помимо собственной памяти, мемуарист привлекает дополнительные материалы, по крайней мере, в трех случаях: для того, чтобы восстановить в памяти ход событий; для цельности изложения той их части, в которой автор непосредственного участия не принимал; наконец, для большей убедительности своих доводов.

Источники воспоминаний могут быть письменными и устными. Письменные — это самые разнообразные документы: оперативные документы военных штабов, отрывки из писем и дневников, сообщения газет, фрагменты ведомственной документации и пр. В военных мемуарах используется много штабных документов, карт и схем.

Для некоторых политических деятелей наличие документов является вообще необходимым условием написания мемуаров.

Но тот факт, что для политических деятелей, а также для военачальников документы играют важнейшую роль при написании мемуаров, несомненен.

Иногда в мемуарах документы приводятся полностью в виде приложений, что весьма ценно. Например, в воспоминаниях генерала П.Н.Врангеля в приложении воспроизводится приказ главнокомандующего вооруженными силами на Юге России "О земле" от 25 мая 1920 г. и весь комплекс документов в развитие этого приказа. Поскольку розыск этих материалов весьма затруднителен, то подобная публикация является уникальной при изучении аграрной политики Врангеля.

То же самое можно сказать о мемуарах дочери П.А. Столыпина, где в качестве приложения приводятся документы о столыпинской реформе о земле и землепользовании. Они обширны и занимают около трети всего объема книги. Правда, если в воспоминаниях Врангеля приложение готовилось самим автором, то в воспоминаниях Бок приложение — результат работы самого издательства "Современник", которое сочло полезным включение этих материалов для читателя.

Привлекаются к написанию мемуаров и устные источники. Иной раз рассказы других лиц являются единственными каналами знаний о том или ином факте.

Однако основным источником мемуаров остается память. И здесь многое зависит и от надежности памяти мемуариста, и от его способности точно передать читателю сведения о событиях. Хотя умолчание о чем-либо не всегда есть признак плохой памяти.

Разумеется, недоговаривать, замалчивать заставляла и цензура (и соответственно самоцензура).

Большое значение имеет время, прошедшее от события до повествования о нем мемуариста. Чем длиннее временное расстояние, тем больше вероятность искажения, утраты деталей, забывчивости имен и фамилий и пр. Вместе с тем временная дистанция дает возможность более спокойно оценить прошлое, объективно взглянуть на собственную персону, более взвешенно расставить акценты, выделить главное из частного и т. д.

Один из эффективных методов проверки полноты и достоверности мемуаров — это их сопоставление с другими источниками, которые так или иначе пересекаются с событийной канвой анализируемых мемуаров.

Каково место мемуаров в ряду других источников? Нередко им отводят второстепенную роль, а то и вовсе низводят до иллюстративного материала. Значение мемуаров зависит от темы, к разработке которой они привлечены. Скажем, для написания биографии писателя, для воссоздания политической истории страны, для реконструкции какого-либо исторического факта мемуары — важный источник. Что же касается широких социально-экономических полотен прошлого, массовых общественных движений, истории народного хозяйства, здесь мемуары играют второстепенную (или даже третьестепенную) роль, уступая место статистике, отчетам и пр.

Еще об одном обстоятельстве надо помнить. Ведь мемуары возникли как жанр художественной литературы, т. е. это материал не столько для исследований, сколько для чтения, часто занятного.

По истории советского общества отложилось значительное количество самых разнообразных мемуаров. Для ориентировки среди них попробуем сгруппировать их по конкретным признакам.

Классификация мемуаров2[2]

Напомню, что любая классификация условна. Однако для удобства работы с мемуарами их можно сгруппировать в зависимости от стоящей перед нами задачи.

Если мы зададимся вопросом, о чем написаны мемуары, события каких лет они освещают, то их можно сгруппировать по тематически-хронологическому принципу:

  1. Воспоминания об Октябрьской революции и гражданской войне.

  2. Воспоминания о 20—30-х годах.

  3. Воспоминания о Великой Отечественной войне и т. д.

Среди воспоминаний есть мемуары, посвященные отдельным личностям, поэтому, если мы поставим вопрос, о ком мемуары, то появится новая группировка, по персоналиям:

  1. Воспоминания о В.И. Ленине.

  2. Воспоминания об А.А. Ахматовой и т. д. (здесь число единиц в группе бесконечно).

Если нас интересует вопрос о том, кем написаны мемуары, то их все можно классифицировать по происхождению:

  1. Мемуары участников революции и гражданской войны.

  2. Воспоминания крестьян.

  3. Мемуары деятелей литературы и искусства.

  4. Военные мемуары.

  5. Воспоминания эмигрантов.

  6. Записки иностранцев и т. д.

Наконец, можно сгруппировать воспоминания по способу и форме воспроизводства:

  1. Собственно воспоминания.

  2. Литературная запись.

  3. Запись воспоминаний

    • магнитофонная;

    • письменная.

  1. Анкетный способ записи

  2. "Новая проза", или художественные мемуары (Варлам Шаламов).

  3. Интервью.

К мемуарам примыкают дневники. Их рассматривают в той же группе источников, что и воспоминания.

На истории советского общества влияние политического режима сказалось очень сильно, возможно, как ни в какой другой стране. Поэтому наиболее приемлемой классификацией, затрагивающей сущностную сторону мемуаров, является группировка воспоминаний в зависимости от времени их написаний. Она выглядит следующим образом:

  1. Мемуары, написанные в 20-е годы;

  2. Мемуары 30-х—начала 50-х годов;

  3. Мемуары периода "оттепели" 60-х годов;

  4. Мемуары 60—80-х годов.

Периодическая печать — одно из средств массовой информации и пропаганды, выпускаемая в определенные промежутки времени. По форме — это газеты, журналы, бюллетени и пр. Ее специфическое свойство — многоплановость. Это синтетический материал, включающий в себя самую разнообразную по жанру, происхождению и характеру информацию: официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, письма, хронику, всевозможную газетную информацию (заметки-отчеты, репортажи, интервью и пр.), объявления, беллетристику, некрологи и т. д.

Для газет важно отметить еще одну особенность — оперативность обнародования общественно значимой информации.

Если иметь в виду новости, напечатанные в газете, то она, как говорят, живет один день. Но и один день может дать ей необыкновенное могущество — влияние на читателя. Недаром же печать нарекли "четвертой властью" (после законодательной, исполнительной и судебной). Но газетчики все же склонны выдавать желаемое за действительное. Печать далеко не всесильна. Иногда говорят, что печать — изнанка власти. Следовательно, изучая печать, можно составить представление о том или ином государственном строе. А стало быть, значение печати трудно переоценить. И в этом своем качестве свидетеля эпохи она остается интересным историческим источником.

Своеобразие прессы как источника заключается не только в особой информационной функции, в сложности структуры, но и в разнообразии ее жанров. Все жанры периодики можно условно разделить на три группы: информационные, аналитические, художественно- публицистические.

Для первой группы при всем многообразии вариантов (заметка, отчет, репортаж, интервью) общей чертой является стремление наиболее точно передать знание о событии, факте. Однако .в этом стремлении к оперативности объективно заложена возможность появления недостаточно проверенной, надежной информации.

Основные жанры газеты:

Заметка — это констатация факта, лаконичная передача некоторой суммы сведений без оценочных моментов.

Отчет отличается описанием подробностей события, деталей объекта. Субъективный план, оценочные моменты сведены к минимуму.

Примерно то же самое можно сказать и о репортаже.

Интервью отображает отношение к событиям сразу двух лиц: журналиста и собеседника. Характер диалога может быть разным, в зависимости от общественного положения, известности того, у кого берут интервью. Этому может, с другой стороны, противостоять высокий профессионализм, настырность и находчивость журналиста.

К аналитическим жанрам относятся корреспонденции, рецензии, статьи. Основная цель этих материалов — передача не столько информации о событиях, сколько авторских размышлений по поводу их.

Художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет) сочетают документализм с литературным вымыслом, дают событиям оценку, сочетающую общественно-политическое и эмоциональное звучание.

В последние годы на страницах газет все большую популярность завоевывала рубрика "Ответы на вопросы читателей". Собственно, на основе все возрастающих вопросов возникла идея создания самого популярного издания "Аргументы и факты". Это обстоятельство свидетельствует о развитости обратной связи. Это свойство именно газеты как никакого другого документа.

Учет периодических изданий осуществляет Книжная палата, куда поступает вся печатная продукция страны.

1


1


2


institut-korrekcionnoj-pedagogiki-alekseeva-l-s-menovshikov-v-yu-semejnaya-psihoterapiya-v-centre-psihologo-pedagogicheskoj.html
institut-korrekcionnoj-pedagogiki.html
institut-marksizma-leninizma-pri-ck-kpss-sobranie-sochinenij-11-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
institut-menedzhmenta-i-biznesa-dalnevostochnogo-gosudarstvennogo-universiteta-referat.html
institut-mezhdunarodnogo-biznesa-i-ekonomiki.html
institut-narodnohozyajstvennogo-prognozirovaniya-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-otel-legenda-the-ritz-carlton.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-obsluzhivaniya-naseleniya-generalnij-plan-krasnoselovskogo-selskogo-poseleniya-petropavlovskogo-municipalnogo-rajona.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-116-den-braun-utrachennij-simvol.html
  • lesson.bystrickaya.ru/motiv-dorogi-v-proizvedeniyah-aksyonova.html
  • school.bystrickaya.ru/algoritmi-ekonomicheskoj-kadastrovoj-ocenki-gorodskih-zemel-i-territorialno-ekonomicheskogo-zonirovaniya-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizacionno-upravlencheskij-mehanizm-socialno-ekonomicheskoj-politiki-regiona.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nebo-i-zemlya-angel-i-chelovek-v-svyashennom-pisanii.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-x0-2000-ob-ocenke-rinochnoj-stoimosti-zernouborochnih-kombajnov-western-8570-zakazchi-k-sudebnij-pristav-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-portfelya-realnih-investicij-s-uchetom-investicionnih-riskov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bazovij-perechen-si-podlezhashih-poverke-pravila-po-ustanovleniyu-nomenklaturi-sredstv-izmerenij-ekspluatiruemih.html
  • studies.bystrickaya.ru/business-plan-essay-research-paper-welcome-to.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-dannie-ob-emitente-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-16-vvedenie-lekciya-1.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tvorchestvo-ernesta-hemingueya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandr-tibetskij-gambit-bitva-za-shestuyu-rasu-aleksandr-redko-professionalnij-puteshestvennik-vrach-spasatel-i-issledovatel-zagadochnih-mest-planeti-o.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-sushnostno-substancionalnij-uchebnoe-posobie-podgotovleno-avtorskim-kollektivom-v-sostave.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lenin-v-i-partizanskaya-vojna-pss-izd.html
  • grade.bystrickaya.ru/narodnij-kostyum-vostochnih-slavyan-v-otechestvennoj-istoriografii-hh-hh-vv-07-00-09-istoriografiya-istochnikovedenie-i-metodi-istoricheskogo-issledovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-predpriyatiya-dlya-specialnostej-050506-ekonomika-050507-menedzhment.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-a-boratinskij-novaya-antarktida.html
  • essay.bystrickaya.ru/bushkov-aleksandr-rossiya-kotoroj-ne-bilo-tom-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/mifo-ritualnie-i-folklornie-tradicii-v-dramaturgii-buryatii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-stati-ponyatie-vremeni-struktura-elektrona-i-elektromagnetizm.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-voblasti-budet-svinokompleks-ot-kotorogo-dlya-mestnih-tovaroproizvoditelej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anketa-uchastnika-forma-4-17-stranica-18.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-obsuzhdena-na-zasedanii-kafedri-himii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauka-razvivaet-integraciyu.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-ds-01-01-01-tovarovedenie-i-ekspertiza-tekstilnih-materialov-indeks-naimenovanie-disciplini.html
  • school.bystrickaya.ru/14-svedeniya-ob-ocenshike-emitenta-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
  • turn.bystrickaya.ru/ploshad-poverhnosti-nagreva-1-m-gladkoj-trubi-metodicheskie-ukazaniya-normirovanie-rashodov-toplivno-energeticheskih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/719-programmi-obsluzhivaniya-zhestkih-diskov-uchebnoe-posobie-po-podgotovke-k-pgk-chast-1.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-gidroaeromehanika-i-teplomassoobmen-napravlenie-podgotovki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-sushnost-korporativnih-otnoshenij-a-p-shihverdiev-proekt-korporativnij-menedzhment-uchebnoe-posobie.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-nemeckij-yazik-kak-vtoroj-inostrannij-rasshirennaya-programma-po-napravleniyu.html
  • school.bystrickaya.ru/dugovaya-elektrostaleplavilnaya-pech-chast-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.