Институцианальные изменения - страница 7
.RU

Институцианальные изменения - страница 7


Ill

Максимизирующее поведение фирмы может при-замках существующего набора ограниче-

-rfr-^v-' Corr ^'c'nnJc тботи ло теории


т


Часть ц





щая деятельность фирмы опирается на обучение в процессе лея, тельности и инвестиции в разнообразные виды навыков и знаний которые приносят экономическую отдачу. Но в распоряжении фирмы есть альтернативная стратегия - вложение ресурсов в из­менение институциональных ограничений. На какой путь встанет фирма или экономическая организация — это зависит от се субъе­ктивной оценки экономической выгодности того или иного подхо­да. Очевидно, что в современной экономике США экономические организации вкладывают ресурсы в реализацию обеих стратегий, Но что определяет соотношение выгодности и какого рода инсти­туциональные изменения стремятся достичь организации через экономическую деятельность?

В главе 6 я развил модель трансакционных издержек для сооб­щества и кратко рассмотрел вопрос о взаимодействии экономики и сообщества. Здесь я намерен сосредоточиться на изучении инсти­туциональных изменений, которые вытекают из этого взаимодейст­вия. Организации с достаточным социально-политическим влияни­ем используют сообщество для достижения своих целей, когда вы­года от максимизации усилий в этом направлении превышает вы­году от инвестирования ресурсов в рамках существующих ограни­чений. Но изменения, затрагивающие институциональную систему в целом, имеют более широкий характер, чем изменения, возника­ющие в результате усилий отдельных экономических организаций по модификации политических правил и направленные непосред­ственно на увеличение прибыльности их (организаций) деятельно­сти. Организации также стимулируют общество к тому, чтобы ин­вестировать ресурсы в развитие тех видов навыков и знаний, кото­рые косвенным образом способствуют повышению прибыльности этих организаций. Такие инвестиции формируют долгосрочные тенденции в развитии навыков и знаний, выступающих главными детерминантами экономического роста.

Иллюстрацией тому может служить экономическая история США. В XIX веке осознание вознаграждения от роста знаний и об­разования способе.-зевало расширению общественных и частных инвестиций в форм^тьное обрчзозаы".", обучение на рабочих мес­тах и прикладные исследования ? сельском хозяйстве и промыш­ленности. Результатом явились не только постепенная трансфор­мация экономических организаций, описанная Чендлером (1977), и развитие образовательных учреждений со своими собственными программами, оказывашими влияние на общество, но и растущее понимание политическими деятелями и избирателями значения та­ких инвестиций. Результаты, конечно, не были однозначными. Дарвиновская теория столкнулась с крсационистскими воззрения­ми, и конфликты между религиозной ортодоксией и развитием на­уки сохраняются до настоящего времени. Однако общий результат

уд>спил первоначальное понимание комплементариости экономи­ческого развития и инвестиций в рост и распространение знаний. g XX веке Соединенные Штаты стали страной с очень высокой про­изводительностью. Важный вывод из этого состоит в том, что рыноч-)дЯ1 спрос на знания соединился с субъективным образом мыслей экономических агентов, чтобы поощрять частные и общественные ин-деспшии в развитие знаний, которые (инвестиции) достигли социаль­но признанной нормы рентабельности.

На протяжении большей части мировой истории институцио­нальные стимулы к инвестированию в развитие продуктивных зна­ний в основном отсутствовали, и даже сегодня в странах "третьего мира" эти стимулы часто действуют в неправильном направлении. Если страны "третьего мира" все-таки вкладывают средства в обра­зование, они зачастую направляют инвестиции в высшее образова­ние, а не в начальное (которое в этих странах приносит гораздо более высокуй отдачу). В чем же причина такого сильного отличия от практики США? Если бы действовал частный рынок, то добро­вольные организации обеспечивали бы правильное распределение ресурсов, направляемых в сферу образования- Но если этот рынок настолько несовершенен, что слишком низкая частная норма при­были делает инвестиции в сферу образования бессмысленными, то в этом случае правильное выделение ресурсов (на развитие началь­ного образования) могло бы быть обеспечено государственными (public) органами — если члены общества понимают, что такие ин­вестиции приносят высокую социальную норму прибыли. Но раз нет таких инвестиций, или же ресурсы выделяются неправильно, то это означает нс только наличие высоких трансакционных издер­жек, ведущих к возникновению несовершенного рынка, но и несо­вершенство знания и понимания действительности, лежащих в ос­нове субъективных моделей актеров.

IV

Из анализа взаимодействия между организация­ми, преследующими определенные цели (и руководителями этих организаций), и институтами я хочу сделать некоторые выводы, Которые имеют значение для развития экономики. Систематичес­кое инвестирование в расширение навыков и знаний и применение Навыков и знаний в целях экономического развития ведут к дина­мичной эволюции экономики, что порождает определенный набор Институциональных характеристик. Пытаясь описать эти характе­ристики, мы должны рассматривать эффективность в ином смыс­ле, нежели простая эффективность распределения ресурсов.

Понятие эффективности распределения ресурсов отличается wm, что предполагает возможность достижения стандартного нео-

106

классического критерия Парето. Адаптивиая же эффективность от­носится к правилам, формирующим направление развития эконо­мической системы во времени4. Она также связана с тем, насколь­ко сильно стремление общества к обучению и приобретению зна­ний, к поощрению инноваций, к риску и разнообразным видащ творческой деятельности, а также к решению проблем и расшире­нию "узких мест", мешающих развитию общества.

Нам известны далеко не все аспекты адаптивной эффективно­сти, но очевидно, что общая институциональная структура играет ключевую роль в том, в какой степени общество и экономика по­ощряют эксперименты и инновации, которые мы могли бы назвать адаптивно эффективными. Стимулы, встроенные в институцио­нальную систему, задают направление процессу обучения в про­цессе деятельности и развитию совокупности знаний, которые подталкивают индивидов, принимающих решения, к постепенному изменению системы по сравнению с тем состоянием системы, с которым они (индивиды) имели дело первоначально. Чтобы это понять, достаточно только перечитать книгу Армена Алчияна (1950). В нашем неопределенном мире никто нс знает правильного ответа на стоящие перед нами проблемы и поэтому фактически никто не способен максимизировать прибыль. Общество, которое в наибольшей степени допускает опыты и эксперименты, более других обществ способно решать свои проблемы (аналопгщую точку зрения в книге 1960 года высказывает Хайек). Поэтому адаптивная эффек­тивность создает стимулы для развития процесса децентрализован­ного принятия решений, который позволяет обществам максими­зировать усилия в направлении возможных альтернативных путей решения проблем. Кроме того, необходимо извлекать уроки из ошибок и неудач. Поэтому процесс изменений должен включать в себя организационные эксперименты и устранение организацион­ных ошибок. Это очень непростой процесс, потому что организа­ционные ошибки могут быть не только случайными, но и системати­ческими, вытекающими из идеологий, дающих отдельным группам людей предпочтительные возможности для принятия таких решений, которые не направлены на повышение адаптивной эффективности.

Итак, различные институциональные правила создают различ­ные стимулы для развития совокупности общественных знаний. Ины-мн словами, конкретный институт нс только определяет, ка­кие виды экономической деятельности выгодны и жизнеспособны, но и формирует адаптивную эффективность внутренней структуры фирм и других организаций — например, путем регулирования правил вхождения (entry) на определенный рынок, структур управ­ления и степени организационной гибкости. В частности, для эф­

Более подробно об этом см. работу Полтава 1987 года.

107

фективной организации большое значение имеют правила, стиму-дйрующие развитие и использование накопленного общественного знания и творческих предпринимательских способностей. Работы 0ельсоиа и Уинтера (1982) и Пеликана (1987) вносят важный вклад у изучение эффективности организаций.

Очевидно, что очень большое значение для эффективности организаций имеют конкуренция, децентрализованное принятие решений и четко определенные контракты на права собственности, а также законы о банкротстве. Важно иметь такие правила, кото­рые устраняют не только проигравшие экономические организа­ции, но и прошравшие политические организации. Поэтому эффе­ктивная структура правил не только вознаграждает за успех, но и накладывает вето на возможность выживания плохо приспособлен­ных частей общественной организационной структуры — то есть эффективные правила прекращают неудачные усилия и поддержи­вают удачные усилия.

Мы еще далеки от понимания того, как создать адаптивно эф­фективную экономику, потому что эффективность распределения ресурсов и адаптивная эффективность нс всегда совпадают друг с другом. Правила эффективности распределения ресурсов обеспе­чивают безопасность и надежность сегодняшних фирм и реше­ний — но часто за счет процесса созидательного разрушения, о ко­тором говорил Шумпетер. Более того, сама природа политического процесса поощряет рост ограничений, которые поддерживают су­ществование влиятельных общественных групп сегодняшнего дня. Но адаптивно эффективная институциональная система существо­вала и существует, так же как существовала и существует адаптив­но неэффективная институциональная система.

Глава 10

Стабильность и институциональные изменения

Субъектом институциональных изменении явля­ется индивидуальный предприниматель, реагирующий на стимулы, заложенные в институциональной системе. Источниками измене­ний служат меняющиеся относительные цены или предпочтения. Процесс изменений носит почти исключительно инкрёмснтный ха­рактер. Эти разрозненные элементы институционального процесса я собираюсь свести воедино в данной главе.

Изменения обычно состоят из адаптации в рамках допускаемых возможностей к комплексу правил, норм и принуждении, которые об­разуют институциональную систему. Общая стабильность этой систе­мы делает возможным сложный обмен, протекающий в пространстве и во времени. Для лучшего понимания природы инкрементного про­цесса институциональных изменений полезно сделать краткий обзор характеристик институциональной стабильности.

Стабильность обеспечивается сложным набором ограничений, которые включают формальные правила, связанные друг с другом ие­рархическими зависимостями, где изменение каждого уровня иерар­хии требует больших затрат, чем изменение предыдущего уровня. В этот набор входят также неформальные ограничения, которые являют­ся продолжением, развитием и конкретизацией формальных правил и хорошо способны к выживанию благодаря тому, что составляют часть привычного поведения людей. Они позволяют членам общества со­вершать повседневные акты обмена, не вдумываясь в детальное содер­жание условий каздого акта обмена. Привычки, обычаи, традиции я условности — вот те слова, которыми мы обозначаем устойчивость не­формальных ограничений. Именно сложное взаимодействие формаль­ных правил и неформальных ограничений, наряду с механизмами принуждения к их исполнению, формируют нашу обычную жизнь Я направляют нас в тех повседневных (само это слово вызывает в созна­нии представления об институциональной стабильности) делах, кото­рыми наполнена наша жизнь. Хотя, как я уже писал, правила и нормЯ соединяются в различных сочетаниях, каждая комбинация тем не ме­нее дает нам возможность с удовлетворением осознавать, что мы зна­ем, что делаем и куда идем.

109

Однако важно еще раз подчеркнуть, что эта совокупность „ерт, характеризующих устойчивость институциональной системы, ,о1 в коей мере не гарантирует эффективность институтов, на кото-„дс мы опираемся (в том понимании термина "эффективность", которым мы оперируем в данном исследовании). Хотя стабиль­ность может быть необходимым условием для сложного человечес­кого взаимодействия, она, конечно, не является достаточным усло­вием эффективности.

Институты меняются, и самым важным источни­ком этих изменений являются фундаментальные изменения в соот­ношении ден. Человеку, нс знакомому с экономикой (а возможно, и для некоторых экономистов), может быть трудно понять, почему такое значение придается изменению в соотношении цен. Но дело в том, что оно изменяет стимулы, испытываемые индивидом в процессе че­ловеческих взаимоотношений, и единственным другим источником институциональных изменений выступают изменения вкусов.

Все нижеперечисленные источники институциональных изме­нений являются изменениями в соотношении цен: это изменения в пропорциях между ценами факторов производства (например, ме­жду ценами земли и труда, труда и капитала, капитала и земли);

изменения в стоимости информации и изменения в технологии (при этом очень важное значение имеют изменения в военной тех­нологии). Некоторые из этих изменений в соотношении цен экзо-генны по отношению к аналитическим принципам, представлен­ным в предыдущей главе (таковы изменения в пропорции цен на землю и труд, которые стали результатом распространения чумы в Европе позднего средневековья). Но большинство изменений в со­отношениях цен носят эндогенный характер и отражают результа­ты текущей максимизирующей деятельности индивидов (в эконо­мике, политике и военном деле), которые изменяют соотношения Цен и, вследствие этого, индуцируют институциональные измене­ния, Процесс, посредством которого индивид приобретает знания и навыки, ведет к изменению соотношений цен путем изменения Воспринимаемых им издержек оценки и принуждения и путем из­менения воспринимаемых им издержек и благ, которые будут со­провождать новые сделки и контракты.

Изменения в соотношении сил сторон, вступающих в конт­рактные отношения, приводят к тому, что одна из сторон начинает Чрилагать усилия к реструктурированию контракта — будь то по-читического или экономического. Поскольку в предыдущих иссле­дованиях (Норт и Томас, 1973; Норт, 1981) я уже писал о той рели, Которую играют изменения в соотношении цен, здесь я не буду бо-

110

лее подробно рассматривать этот вопрос. Лучше обратиться к Гора. здо более дискуссионной и сложной проблеме изменения вкусов.

Нам очень мало известно об источниках изменения предпоч, тений или вкусов. Ясно, что здесь определенную роль играют из­менения в соотношении цен. Иными словами, фундаментальные изменения в соотношении цен с течением времени приводят к из­менению стереотипов поведения и рационализации' людьми того что образует стандарты поведения. Возьмем пример из нашего аре. мени. В XX веке структура семьи претерпела изменения под опре­деляющим влиянием изменения относительных цен труда, досуга ц контрацепции. В широко известных работах Фукса (1983) и Бскке-ра (1981) представлена детально документированная картина того, как изменилась структура семьи в нынешнем столетии. Эти изме­нения сопровождались переменами в идеологическом отношении людей к вопросам морали и роли женщины в обществе. Однако объяснять сложные изменения в нормах поведения женщин в сов­ременном западном обществе только изменениями в соотношении цен было бы слишком большим упрощением сложных и пока мадо изученных аспектов человеческого поведения. Изменения относи­тельных цен проходят сквозь фильтр пред-существующих в нашем сознании ментальных конструкций, которые формируют наше тол­кование этих изменений. Понятно, что здесь играют роль идеи и то, как они реализуются на практике. Но пока еще далеко не ясно, в каких пропорциях соединяются изменения цен и идеи.

Возьмем другой классический пример. Крупным институцио­нальным изменением, которое само по себе не может быть полно­стью объяснено изменением соотношения цен и в котором боль­шую роль играли идеи, явилось растущее отрицание цивилизован­ными людьми того, что один человек может владеть другим — и, таким образом, распространение по всему миру движения за отме­ну рабства. Очевидно — и это мы знаем из бурных научных дис­куссий о природе рабства в США, — что еще во время Граждан­ской войны институт рабства был экономически выгоден. Конеч­но, движение за отмену рабства имело глубокие корни и сложную историю и использовалось некоторыми группами в собственных интересах. Например, вопрос о рабстве использовался для того, чтобы изменить соотношение сил сторон в региональных конфлиК-тах между Севером и Югом по поводу отношений с американски»! Западом в контексте проблем политического контроля Конгресса США в первой половине XIX века. Но именно интеллектуальная сила движения за отмену рабства позволила политикам эксплуати­ровать эту тему (Фогель, 1989). По-видимому, следует особенно

" Автор имеет в виду субъективное объяснение, оправдание, толковвлие. -" ^ Прим. перев.





prflgfl 10


lit




подчеркнуть то обстоятельство, что индивиды имели возможность выражать свое отвращение к рабству со сравнительно низкими "издержками" (без ущерба для себя) и в то же время назначать очень высокую "цену" рабовладельцам. Это соображение подкреп­ляет доводы, которые я выдвинул в предыдущих главах, о том, что структура институтов — в данном случае избирательного процес­са — Даст возможность людям эффективно выражать свои идеи и идеологии с очень низкими издержками для себя. Именно это сде­лали английские избиратели в 30-х годах XIX века, голосуя по воп­росу о рабстве (подобно избирателям в США в б0-х годах XIX ве­ка), хотя в британских колониях рабовладельцы получили компен­сацию, а в США исход споров о рабстве мог быть совсем другим, если бы северяне знали, какую цену им придется заплатить в Гра­жданской войне. Главное здесь состоит в том, что институциональ­ная структура не давала рабовладельцам Юга никаких возможно­стей, чтобы откупиться от избирателей и помешать им выразить свои убеждения в ходе голосования.

Этот краткий»анализ истории отмены рабства опирается на институциональную структуру, которая позволяет людям выражать взгляды с низкими издержками для себя. Я не собираюсь отрицать существование ситуаций, в которых люди готовы принести огром­ные жертвы ради своих идей и идеалов; напротив, люди порой так сильно убеждены в своих идеологических воззрениях, что идут на очень большие жертвы, и эти жертвы играют большую роль на протяжении всей мировой истории. Но одно из центральных поло­жений данного исследования состоит в том, что, снижая цену, ко­торую мы платим за свои убеждения, институты делают идеи, дог­мы, экстравагантные убеждения и идеологии важным источником институциональных изменений. В свою очередь, более глубокое понимание институциональных изменений требует и более глубо­кого — чем то, которое мы сейчас имеем — понимания того, что же именно поддерживает существование идей и идеологий. Так что нам все еще трудно выразить в точных понятиях взаимодействие между изменениями относительных цен, идей и идеологий, фор­мирующих представления людей, и роль всех этих факторов в ин­ституциональных изменениях.

II

Организации непрерывно развиваются, а цены все время меняются. Когда же изменения в соотношении цен при­водят к институциональным изменениям, а когда ведут просто к Пересмотру контрактов в рамках существующих правил? Проще Всего разобраться в этих вопросах, если оставаться в рамках кате-1'ории равновесия. Институциональное равновесие — это такая си-




туация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, образующих экономический об­мен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ре­сурсы на реструктуризацию соглашений. Заметьте, что такая ситуа­ция вовсе не означает, что все игроки довольны существующими правилами и контрактами. Она означает лишь то, что при данных относительных издержках и выигрышах от изменения игры, кото­рую ведут участники контрактных отношений, им невыгодно ме­нять игру. Существующие институциональные ограничения опре­делили условия равновесия и сформировали его.

Процесс институциональных изменений может быть описан следующим образом. Изменение в соотношении цен приводит од­ну или обе стороны акта обмена — политического или экономиче­ского — к выводу о том, что для одной из сторон (или для обеих) было бы выгодно изменить условия соглашения или контракта. Поэтому предпринимаются попытки пересмотреть условия контра­кта. Но поскольку контракты включены в иерархическую систему правил, пересмотр условий невозможен без изменения иерархичес­ки более высокого набора правил (или нарушения некоторых норм поведения), В этом случае та сторона, которая стремится усилить свои переговорные позиции, возможно, захочет затратить ресурсы на изменение правил более высокого уровня. Что же касается норм поведения, то изменение в соотношении цен или изменение вку­сов ведет к постепенной эрозии этих норм и их замене другими нормами. С течением времени может сложиться такое положение, когда какое-либо правило либо подвергается изменению, либо просто игнорируется, и никто не принуждает к его исполнению. Аналогичным образом обычай или традиция могут претерпеть по­степенную эрозию и уступить место другому обычаю или тради­ции. Это весьма упрощенное изложение может стать более слож­ным, если включить в анализ такие вопросы, как право установле­ния процедур, "проблема безбилетника", устойчивость поведенчес­ких норм. Но как "опорная конструкция" такое изложение рас­крывает некоторые основополагающие характеристики модели ин­ституциональных изменений.

За рамками нашего упрощенного анализа, однако, остался главный участник процесса институциональных изменений. Если изменения неформальных ограничений — норм поведения — впол­не могут происходить и в отсутствие какой-либо целенаправленной деятельности индивидов или организаций, то изменения в фор­мальных правилах и/или механизмах, обеспечивающих их соблю­дение, обычно требуют значительных затрат ресурсов или, по край­ней мере, решения "проблемы безбилетника". Как отмечено вьпя^ • предприниматели и возглавляемые ими организации реагируют на изменения (воспринимаемые ими) в соотношениях цен либо непо­

средственно, направляя ресурсы на реализацию новых выгодных розможностей, либо — если это невозможно сделать в рамках су­ществующих правил — косвенно, путем соизмерения издержек и выигрыша от выделения ресурсов на цели изменения правил или механизмов их соблюдения.

Предприниматели — в политике и в экономике — могут на-дравить свои таланты или знания на поиск выгодных возможно­стей^ оценивая при этом вероятность успеха и рискуя ресурсами организации в целях получения потенциального выигрыша. Оче­видно, что эффективность организаций зависит от возможности воспринять и реализовать такие возможности. В зависимости от того, насколько велика может быть отдача от целенаправленного воздействия на правила и механизмы, обеспечивающие их соблю­дение, может быть выгодным создание промежуточных, посредни­ческих организаций (торговых ассоциаций, лоббирующих групп, комитетов политического действия) между экономическими орга­низациями и политическими органами с целью реализации потен­циального выигрыша от политических изменений. Чем больше до­ля общественных ресурсов, на которые может воздействовать пра­вительство (непосредственно или через механизмы регулирования), тем больше ресурсов направляется на деятельность таких промежу­точных организаций. Эта деятельность бывает и наступательной, и оборонительной (для предотвращения нежелательных политичес­ких изменений).

Как изменяются неформальные ограничения? Хотя мы еще не можем во всех деталях объяснить действий сил, определяющих раз­витие культуры, очевидно, что культурные характеристики общест­ва с течением времени меняются и что в этом играют роль и слу­чайности, и обучение, и естественный отбор (Бойд и Ричерсон, 1985). Наиболее распространенное объяснение опирается в основ­ном на эволюыионнуюлеорию, хотя и с дополнительным уточне­нием о том, что благоприобретенные характеристики передаются через механизмы культуры. Однако культурно-эволюционная тео-рия пока переживает самый ранний период становления. Для ана­лиза изменений конкретных неформальных ограничений ее цен­ность еще невелика — за исключением одного важного пункта:

ввидy устойчивости культурных свойств и особенностей на фоне Изменяющихся относительных цен, формальных правил и полити­ческих систем неформальные ограничения меняются иными тем-^яв^ нежели формальные правила.

Если о макроуровне культурного наследия нам все еще изве-^ttio очень мало, то об изменении неформальных ограничений на ^вкроуровне мы знаем больше. В частности, как я предположил aь^^иc, изменения в относительных ценах или вкусах могут привес­ти к тому, что эти ограаибнид_6удуг с общего согласия просто иг-


114


Часть /f





норироваться, а затем от них вообще откажутся. С позиций глав­ного направления нашего исследования одна из основных функций неформальных ограничений состоит в том, чтобы модифицирд, вать, дополнять или расширять формальные правила. Поэтому из­менение в формальных правилах или механизмах, обеспечиваюццц их соблюдение, приводит к возникновению неравновесной ситуа. ции, потому что теоретически набор стабильных альтернатив со­стоит из всей совокупности формальных и неформальных ограни­чений и механизмов их соблюдения. Следует отметить, однако, что изменение в одном из этих институциональных ограничений при­водит к изменению трансакционных издержек и порождает усилия, направленные на развитие новых конвенций или норм, способных эффективно решить те новые проблемы, которые возникнут в свя­зи с этим изменением трансакционных издержек (Элликсон, рабо­та готовится к печати). Новое неформальное равновесие возникнет постепенно после изменения формальных правил1. Однако иногда формальные правила сознательно создаются для того, чтобы пере­крыть и пересилить существующие неформальные ограничения, которые перестали отвечать потребностям новых общественных структур. Обычно нормы (неформальные ограничения), которые сложились в качестве дополнения к формальным правилам, устой­чиво существуют в периоды стабильности, но в периоды измене­ния теряют силу под давлением новых формальных правил. Так, Закон о правах, представленный в 1974 году подкомитетами Пала­ты представителей Конгресса США, привел к резкому изменению формальных правил, которое лишило силы прежние неформальные структуры комитетов Конгресса. Это отразило упадок партийного влияния на законодательный процесс и резкий рост численности новых либерально настроенных демократов с новой политической программой; ранее в комитетах господствовали в основном демо­краты с Юга, придерживавшиеся консервативных взглядов, а теперь их численность уменьшилась, и они потеряли возможность реали­зовать свои политические цели (Шепсл, 1989).

Изменения в механизмах, обеспечивающих соблюдение пра­вил, также открывают перед руководителями организаций новые выгодные возможности, что в свою очередь смещает направление институциональных изменений. Ярким примером может служить история земельного законодательства США в XIX веке. Изменение в правилах владения (размер земельного участка, условия кредито­вания, цены и другие условия), открывшиеся выгодные возможно­сти (благодаря изменениям в технике, ресурсах, заселенности зе­мель, условиях транспортировки) и небольшой объем ресурсов,

1 В работе Шепсла и Вайнгаста 1987 года представлена политическая моде ' этого процесса на материале Конгресса США.

115

выделяемых федеральным правительством для контроля за соблю­дением законодательства (хотя объем этих ресурсов все же менял­ся) — сочетание всех этих условий привело к тому, что множество разнообразных индивидов, групп и организаций устремились в аг­рарный сектор, стремясь извлечь выгоду из эксплуатации земли. Нарушение закона при слабом контроле за его соблюдением часто становилось выгодной стратегией. Земельные компании, скватте­ры', фермерские общества, лесозаготовительные, железнодорож­ные и угольные компании, ассоциации скотоводов — все они стали владельцами земли, что, в свою очередь, определило политику фе­дерального правительства в земельном вопросе2. Например после Войны за независимость скваттеры традиционно занимали свобод­ные земли, и штаты предоставляли им преимущественное право на покупку освоенных участков. Однако когда в 90-х годах XVIII века федеральное правительство взяло на себя полномочия распоря­жаться землей, оно не последовало примеру штатов, а стало высе­лять скваттеров. Затяжная война между правительством и скватте­рами обернулась непоследовательной земельной политикой, час­тым нарушением законов и принятием Конгрессом в период 1799-1830 годов более чем 20 законодательных актов, которые предоста­вляли скваттерам преимущественное право на покупку земли в от­дельных регионах. В конце концов в 1830 году был принят общий закон о преимущественном праве скваттеров на покупку земли, а в 1841 году было установлено, что этот закон имеет неограниченный срок действия3.

'. ; ••" !Г'!-<-

ституциональной системе вследствие сокращения численности на­селения в XIV веке изменили соотношение сил в пользу крепост­ных. Это постепенно привело к тому, что землевладельцы стали сдавать крепостным участки в аренду, появились копихолды' и в конце концов — обычная аренда за плату. Изменения, которые преобразовали феодальную структуру, в течение длительного вре­мени переплетались с изменениями в других сферах (например, в военной технике). Обычаи феодального поместья испытывали по­степенную эрозию, одновременно происходили и формальные юридические изменения (такие, как принятие Статута о завещани­ях). Важно отметить, что эти изменения явились суммой буквально тысяч конкретных малых изменений в соглашениях между земле­владельцами и крепостными, которые в совокупности и привели к фундаментальным институциональным сдвигам.

IV

Под дискретными изменениями я понимаю ради­кальные изменения в формальных правилах. Обычно они происхо­дят в результате завоевания или революции. Я не собираюсь разра­батывать теорию революций, которой посвящена огромная литера­тура4, но исходя из изложенных теоретических позиций здесь уме­стно сделать несколько замечаний.

1. Иикрементные изменения означают, что участники акта об­мена пересматривают свои контрактные отношения с тем, чтобы получить некоторый потенциальный выигрыш от торговли (по крайней мере для одной из сторон обмена). Такой пересмотр мо­жет происходить в очень широком диапазоне, начиная с того прос­того пересмотра, который Скокпол называет политической рево­люцией, в ходе которой перестройка политических институтов раз­решает мучительный кризис. Непрерывное приращение изменений возможно только в таком институциональном контексте, который допускает новые сделки и компромиссы между игроками. Полити­ческие институты (как формальные, так и неформальные) могут образовать благоприятную среду для эволюционных перемен. Но если такая институциональная среда не сложилась, то участники обмена, возможно, нс будут иметь институциональных рамок для решения споров, не смогут реализовать потенциальный выигрыш от обмена, и тогда "предприниматели" (они описаны в предыду­щей главе) могут попытаться образовать коалиции или группы, чтобы сломать эту тупиковую ситуацию путем проведения забасто­вок, применения насилия или другими средствами.

' Копихолды

instrukciya-po-ekspluatacii-dannogo-izdeliya-redaktorskoe-vstuplenie.html
instrukciya-po-ekspluatacii-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-multimetr.html
instrukciya-po-ekspluatacii-kombinirovannij-ispitatelnij-stend-kps-003.html
instrukciya-po-ekspluatacii-kpn-337-stranica-2.html
instrukciya-po-ekspluatacii-minibag.html
instrukciya-po-ekspluatacii-np-1380-01-00-00-00-ps-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informaciya-o-hode-realizacii-investicionnih-proektov-realizuemih-pri-gosudarstvennoj-podderzhke-za-schet-sredstv-investicionnogo-fonda-rossijskoj-federacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-22-marta-2010-goda-n-199.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-po-russkomu-yaziku-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-vipolneniya-v-2011-g-gosudarstvennoj-funkcii-doklad-ob-osushestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-poyasnitelnaya-zapiska-shkolnoe-matematicheskoe-obrazovanie-stavit.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-praktika-annotaciya-primernoj-programmi-uchebnoj-disciplini-vichislitelnie-sistemi-seti-i-telekommunikacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-i-dubikov-vnutrikletoch-nie-mehanizmi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnoe-zadanie-po-discipline-materialovedenie-specialnost-pgs.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-elektrostancij-kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya-teploenergetika-moskva-2010.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-chteniyu-i-razvitiyu-rechi-7-klassa.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gubernatori-posleduyut-primeru-vladimira-putina-novosti-9.html
  • klass.bystrickaya.ru/88--gn-216245109-prejskurant-na-normativnuyu-metodicheskuyu-tipovuyu-proektnuyu-dokumentaciyu-i-drugie-izdaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-upravleniya-po-kadram-plan-raboti-nizhnevartovskogo-gosudarstvennogo-gumanitarnogo-universiteta-na.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhnostnie-instrukcii-uchitelej-obshie-trebovaniya-k-uchitelyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyazi-s-obshestvennostyu-i-antikrizisnoe-upravlenie.html
  • school.bystrickaya.ru/byulleten-soderzhit-dannie-za-period-s-18-marta-2010-po-24-marta-2010-dlya-promishlennoe-stroitelstvo-moskovskogo-regiona-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-chast-2-mikrokontrolleri-nauchnij-redaktor-doc-kand-tehn-nauk-v-i-pautov-ekaterinburg.html
  • student.bystrickaya.ru/13-podgotovka-poverhnosti-podlozhek-tehnologiya-pryamogo-srashivaniya-plastin-kremniya-i-tehnologicheskie-marshruti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anna-ahmatova-chast-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/moskovskoe-metro.html
  • education.bystrickaya.ru/20-chleni-soveta-direktorov-nablyudatelnogo-soveta-emitenta-v-n-yashin-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • essay.bystrickaya.ru/bogoslovie-posta-pravoslavnij-post-drevnost-i-sovremennaya-praktika.html
  • learn.bystrickaya.ru/gipotezi-o-pangee-a-barbarash.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-otcheta-o-pribilyah-i-ubitkah-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metod-postanovki-predzadachi-tom-intellektualnie-sistemi-sistemi-resheniya-problem-albert-aleksandrovich-krasilov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-mnemonicheskaya-sreda-yazikovogo-sushestvovaniya-b-m-gasparov-yazik-pamyat-obraz.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meshkke-arsi-ilmistar-determinaciyasi-men-sebeptlgn-erekshelg.html
  • literatura.bystrickaya.ru/repatterning-mozga-delfina-s-pomoshyu-efirnih-ruk-amora-guan-in-nasledie-pleyad-probuzhdenie-energii-ka.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-7-emocionalno-volevaya-sfera-cheloveka-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-050502-65-.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nastoyashij-polovnik-8-dekabrya-v-gk-prezident-otel-upravleniya-delami-prezidenta-rf-proshli-vi-torzhestvennaya-ceremoniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-semnadcataya-stefani-majer.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/siti-holl-city-hall-i-grand-parade-raspisanie-igr-i-teletranslyacij.html
  • studies.bystrickaya.ru/delovaya-perepiska.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-dlya-magistrov-5-kursa-fakulteta-mts.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.