.RU

III. Как сводят с ума - И. Д. Лельчицкий Д38 Детское кино детям


^ III. Как сводят с ума

Наряду с модными закройщиками, «стилистами жизни» теперь назначены эстрадные певцы и популярные ведущие. Тут уже модели поведения транслируются не опосредованно через модели одежды, а напрямую. И представляют собой широчайший спектр психических отклонений и извращений (на профессиональном языке – девиаций и перверзий). Эстрадные певцы были популярны и раньше. Но даже если кто-то из них вел себя несколько экстравагантно, то, с поправкой на профессию, это не выходило за пределы нормы. Теперь же, по признанию самих артистов, если у тебя нет извращения или хотя бы какой-то «сумасшедшинки», приходится что-нибудь себе придумать. В противном случае забудь о карьерном росте.

Попробуйте однажды посмотреть на экран отстраненным взглядом. Пожалуй, для этого даже лучше выключить звук, чтобы зрительный ряд проступил более выпукло. Часто уже немолодой артист или артистка задирают ноги выше головы, порывисто сбрасывают с себя одежду на сцене (страсть к публичному обнажению называется эксгибиционизмом), скачут козлом, дергаются в конвульсиях, будто страдают тяжелейшим неврологическим заболеванием – болезнью Паркинсона, которая иначе называется пляской святого Витта. У них выпученные глаза, как у больных в состоянии острого психоза. Ну, а если включить звук, то послышатся крики, вой, стоны, хрипы, и мы поймем, что имеем дело с безумием, которое старательно индуцируется залу.

И публика тоже начинает дрыгаться, свистеть, улюлюкать. Безумие заразительно, так что весь концертный зал, а то и стадион на время превращается в огромное буйное отделение сумасшедшего дома.

Вот как около получаса натаскивали целый зал старшеклассников перед съемкой передачи «Большая стирка», одна из нас видела собственными глазами. Женщина-режиссер командовала в микрофон:

– Когда я взмахну рукой, вы должны дать реакцию. Ну-ка попробуем!

Подростки, часть из которых, судя по всему, была на телевидении не впервые, с готовностью заорали, заулюлюкали и засвистели. Режиссер отрицательно замотала головой и резким жестом остановила шум. Выражение лица у нее было очень недовольным.

– Вы что, спите на ходу? Поехали по второму разу! – она опять взмахнула рукой.

Юные статисты завопили и заверещали что есть мочи. Но режиссерша снова насупилась.

– Где драйв? Я не чувствую драйва! – заорала она в микрофон, как помешанная. – А ну-ка еще раз! Третья попытка!

Дети, взятые «на слабо», надрывались так, что казалось, у них сейчас кишки полезут горлом. И, наконец, заработали одобрительный кивок. Съемка началась.

Из приведенной сцены видно, что психотронное оружие – это не обязательно какие-то загадочные излучения, невидимо разрушающие человеческий мозг. Двадцати минут наглого напора оказалось достаточно, чтобы вызвать пусть временный, но массовый психоз. Да и по поводу временности вопрос спорный. Разве беснование может не нанести вреда человеческой душе? Ведь в следующий раз одного взмаха руки (или сигнального слова «драйв») будет для кого-то достаточно, чтобы в памяти всплыла вся цепочка стимулов, приводящих к безумному буйству…

Личность подростка, участвующего в подобных массовках – на телевидении ли, на стадионе, на рок-концерте или на дискотеке – начинает искажаться. Практически все родители обращают внимание на то, что ребенок становится повышенно раздражительным, агрессивным, не терпит замечаний, заводится с пол-оборота. В нем появляется какая-то непонятная жажда разрушения, пропадает сочувствие, умолкает совесть, сердце будто глохнет, достучаться невозможно. Но ведь такая сокрушительная агрессия в сочетании с душевной тупостью – одна из главных характеристик гебоидной психопатии! И вот гебоидные (от греч. hēbē «юность», eidos «вид») психопаты предлагаются нашим детям в качестве образцов для подражания. Герои компьютерных игр, с которыми отождествляет себя ребенок, только тем и занимаются, что проламывают стены, поджигают дома, взрывают города и убивают всех без разбору. Гебоидными психопатами нашпигованы и современные фильмы.

Вы возразите, что они там, на экране, отрицательные персонажи. И это возражение верно. В нормальной реальности зрители обычно сопереживают положительным героям и не приемлют злодеев. Но в реальности психогенной все по-другому. Сейчас, когда творцы «нового глобального мира» делают все, чтобы поменять полюса добра и зла, возвести зло в ранг нормы, а потом и в ранг добродетели (соответственно, низводя добродетель до уровня курьеза, а затем – до уровня порока), дети интуитивно чувствуют эту перемену знаков и хотят подражать злу, как они хотят подражать чемпионам.

У нас на психологическом приеме все чаще появляются дошкольники, которым нравятся отрицательные персонажи: Бармалей, Карабас-Барабас, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Чтобы почувствовать, какое это серьезное личностное искажение, постарайтесь вспомнить себя в этом возрасте и свою реакцию на сказочных злодеев. Вспомните, как вы содрогались от негодования и ужаса, когда злодеи творили свои злодейства, как хотелось помочь Ивану-царевичу, Буратино, привязанным к дереву Танечке и Ванечке. А когда немного подрастали, какие проблемы возникали при игре в войну, потому что никто не желал быть «фашистом». И на эти роли обычно соглашались дети-изгои, которым хотелось на любых условиях быть принятыми в игру.

А как непросто было педагогу театрального кружка найти кандидатуру на роль отрицательного персонажа! Какие обиды часто возникали у получившего такое «спецпредложение»! Собственно говоря, у нас есть и личный опыт раздачи подобных ролей. Ставя на своих психологических занятиях пьесу по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», мы раньше регулярно сталкивались с нежеланием детей играть злодейку Лису… Но в самое последнее время картина принципиально изменилась. Теперь не успеваем мы при чтении пьесы вслух дочитать ее до конца, как сразу несколько ребят выкрикивают: «Можно я буду Лисой? Отдайте мне Лису! Нет, мне!»

И это в подавляющем большинстве случаев дети из культурных семей, где родители достаточно много занимаются их воспитанием. И патологии серьезной у ребятишек нет, а садистические пристрастия – как у клинических больных.

Другие образчики безумия являет нам телереклама, где здоровые мужики смачно облизывают губы, сладострастно вздыхают, пускают слюни и в экстазе закатывают глаза, почти что лишаясь чувств, когда пробуют йогурт, мороженое, пиццу. Такое несвойственное возрасту утрированно-чувственное отношение к еде присуще душевнобольным, классифицируемым как шизоидные инфантилы (от греч. schízō «раскалываю», eidos «вид», лат. īnfantīlis «детский»). Это дитя малое так зависит от вкусной еды, что для него отказ купить шоколадку – трагедия, а получение ее – источник восторга. Нормальный же взрослый человек, даже любящий поесть, не шалеет от одной только мысли о «вкусненьком».

И актеры, которые корчат нелепые рожи, изображая пищевой восторг, одновременно с рекламой йогурта рекламируют патологический образ человека. «Согласно теории социального научения, как дети, так и взрослые, приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения кино- и теле героев. Ввиду высочайшей эффективности и широкого распространения телемоделирования, средства массовой информации играют чрезвычайно важную роль в формировании человеческого поведения и социальных отношений,» – пишет исследовавшая этот вопрос Н. Е. Маркова [2002], руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем РАН.
^ IV. Эталоны, они же симптомы

Нельзя не упомянуть и о целенаправленном расщеплении массового сознания. И в теле-, и в газетной журналистике появился специальный термин: «нарезка». Это чтобы всего было по чуть-чуть, и все в одной куче. При этом редакторы с апломбом заявляют, что люди якобы разучились воспринимать мало-мальски объемные и серьезные материалы. Помнится, на заре перестройки режиссер А. С. Михалков-Кончаловский, обогащенный опытом работы в Голливуде, рассказывал об особенностях требовательной американской публики.

– Внимание у тамошнего зрителя, – объяснял он, – очень суженное, как будто они смотрят в подзорную трубу. И очень кратковременное – они его не в состоянии зафиксировать на чем-то одном дольше минуты. Поэтому в Штатах такие высокопрофессиональные фильмы: никаких длиннот, только «экшн» (англ. action «активность; бой»).

Теперь такого «требовательного» зрителя формируют и у нас. А ведь Михалков-Кончаловский, сам того не подозревая, – он же по профессии режиссер, а не психиатр – описал больных с так называемым «полевым поведением» и вниманием, выражаясь профессионально, «суженным по типу коридора». Даже у детей полевое поведение считается нормой лет до двух, максимум до трех. А тут оно у взрослых… Комментарии могут показаться бестактными.

Лучше перейдем к краткому перечислению других патологий, провоцируемых злополучной «нарезкой». Это и разорванность сознания, когда человек не способен выстроить простейшую логическую цепочку. Это (снова профессиональная терминология) скачка идей. Это эмоциональное отупение, которое возникает как патологическая защитная реакция на склейку трагических известий с нейтральными и даже радостными: «Маньяк зверски убил очередную жертву. Курс доллара остался прежним. Завтра открывается фестиваль пива».

А еще когда человека ежедневно оглушают таким количеством шокирующих новостей, у него возникает – тоже защитного характера – амнезия. На войне подобные расстройства памяти нередко бывают следствием контузии. В сегодняшней же информационной войне роль снарядов и бомб играет умно скомпонованная и соответствующим образом поданная информация. Контуженные ее взрывной волной телезрители с трудом вспоминают, что видели вчера. А уж политические события, за которыми они так напряженно следили год назад, невозможно восстановить в памяти даже под дулом пистолета.

А сколько сил брошено на то, чтобы приобщить как можно больше людей к различным половым извращениям, которые (может, не все это знают?) тоже относятся к разряду психопатологии! Скажем, нашумевшая телепрограмма «За стеклом», кроме всего прочего, провоцировала такое психосексуальное расстройство, как вуайеризм (от фр. voyeur «любопытный зритель»; попросту говоря, это когда получают специфическое удовольствие, подглядывая в замочную скважину чужой спальни). Или взять передачу «Голая правда», где, сообщая новости, ведущие поэтапно раздеваются. И эти две передачи, и масса других поощряют вуайеризм со стороны зрителей и эксгибиционизм – отклонение, связанное с любовью к прилюдному обнажению участников (от лат. exhibitio «выставление, показ»). А как подогреваются в СМИ монстрофилия (патологическая любовь к уродству), и педофилия (еще недавно этот термин приходилось объяснять, но сейчас, увы, уже не требуется, телевидение позаботилось о просвещении масс)!

Иногда клинический диагноз поставить нелегко. Например, в телерекламе, когда вся семья, собравшись за столом, ворует друг у друга сосиски, и это подается как забавная игра. Кто эти игруны: олигофрены или клептоманы? Или тут может идти речь о комбинированном дефекте? Очень не хватает профессора Ганнушкина…

До недавнего времени хотя бы совсем маленьких детей оставляли в покое. Компьютерные игры, идиотские книжки и даже мультфильмы с Бэтменами и киборгами – все это было еще не для них. Но теперь появились разработки, охватывающие и эту возрастную группу. А то вдруг они за первые три года жизни успеют нормально сформироваться?

Быстро, однако, реализовались наши гамбургские фантазии о сумасшедших, которые скоро будут диктовать нормальным людям свои правила человеческого общежития! И если бы дело ограничивалось только «сексуальными революционерами»… Коллеги-психиатры не раз говорили нам, что многим представителям современной власти легко можно поставить диагноз прямо по телевизору – настолько выпирает болезнь. И эти больные люди в последние годы решают судьбу целой страны. Что, опять случайность? Но в это даже малое дитя не поверит. Особенно сегодня, когда нам неустанно объясняют, что без «раскрутки» выбиться наверх нельзя.

Тогда с какой целью создаются условия для главенства безумцев, а в конечном итоге и для превращения всего мира в психбольницу без врачей?


ivan-danilovich-chernyahovskij-2-vasilevskij-aleksandr-mihajlovich.html
ivan-gerasimovich-durov-d-a-redin-yu-n-smirnov-v-d-solovev-a-a-solodov-s-v-filippov-glavnij-redaktor.html
ivan-iv-ioann-vasilevich-groznij-poslednij-iz-ryurikov.html
ivan-katyuhin-kto-mi-takie-otkuda-mi-ot.html
ivan-kuzmich-aleksandr-mirer-vidayushijsya-master-sovremennoj-fantastiki-velikolepno-v-istroennij-syuzhet-netrivialnost.html
ivan-lesni-onedugah-silnih-mira-sego-vlastelini-mira-glazami-nevrologa-ivan-lesni-stranica-9.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-zabajkalskom-krae-v-prigranichnoj-zone-zaderzhani-dvoe-sborshikov-marihuani.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-staticheskaya-ustojchivost-i-p-chesnokov-perehodnie-processi.html
  • studies.bystrickaya.ru/internet-resursi-grizlov-b-v-monitoring-smi-7-maya-2008-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskazov-s-d-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-provedenii-konkursa-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej-notariusov.html
  • college.bystrickaya.ru/14-deti-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-onr-obuchenie-pravilnomu-zvukoproiznosheniyu.html
  • books.bystrickaya.ru/bezopasnost-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-predislovie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-provedennih-konferenciyah-simpoziumah-i-drugih-nauchno-prpkticheskih-meropriyatiyah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-utverzhdena-na-zasedanii-uchebno-metodicheskogo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-r-01-en-v-02-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xxii-kogda-stada-s-polej-breli-domoj.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonodatelnaya-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/chistie-denezhnie-sredstva-ot-tekushej-deyatelnosti-ezhekvartalnij-otchet.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-realizacii-meropriyatij-administrativnoj-reformi-v-astrahanskoj-oblasti-v-2007-godu.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-r-shafarevich-stranica-9.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-novorossijskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • institut.bystrickaya.ru/strategicheskie-resheniya-po-kommunikacii-strategicheskij-marketing.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prava-svobodi-osobistost.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-22.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-tema-ekzegeticheskij-analiz-prorochestva-o-suhih-kostyah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klassicizm-dlya-urokov-literaturi.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-okruzhnih-sorevnovanij-po-mini-futbolu-sredi-obuchayushihsya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-yuzao-v-ramkah.html
  • spur.bystrickaya.ru/meridian-tochka-klyuch-svyazuyushaya-tochka-l-g-puchko-biolokaciya-dlya-vseh.html
  • studies.bystrickaya.ru/annotaciya-disciplini-vvedenie-v-specialnost-1-uchebnij-plan-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vizualizaciya-i-utverzhdayushaya-ustanovka-stiven-r-kovi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pamyat-1-iyulya-zhitiya-svyatih.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastandi-salali-blm-zhne-ilim-izmetkerlern-ksptk-odai-b-mshelk-jimdarindai-ebek-zanamasini-orindaluina-oamdi-bailaudi-jimdastiru-zhnndeg.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-matematicheskie-modeli-signalov-v-i-dmitriev.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-18-maya-2012-g-nizhnekamsk-konferenciya-provoditsya-po-adresu-g-nizhnekamsk-nizhnekamskij-himiko-tehnologicheskij-institut-korpus-a-pr-stroitelej-47-reglament-raboti-konferencii.html
  • school.bystrickaya.ru/indukciya-i-analogiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rusofobiya-v-ssha-andrej-cigankov-mezhdunarodnie-processi-3-2006.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/molenie-vseblagakun-tu-bzang-poi-smon-lam-longchen-rabchzhampa-dragocennij-korabl-razyasnenie-smisla-bodhichitti.html
  • education.bystrickaya.ru/35-pravovaya-osnova-provedeniya-mezhdunarodnoj-sertifikacii-proektami-sovnet.html
  • institute.bystrickaya.ru/fakultet-socialnogo-upravleniya-kafedra-socialno-kulturnij-servis-i-turizm-napravlenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.