.RU

II. Содержание и методика работы библиотеки с младшими школьниками по формированию информационной культуры


^ II. Содержание и методика работы библиотеки с младшими школьниками по формированию информационной культуры.
В работе по  формированию информационной культуры у учащихся младших школьников  важно учитывать, что дети этого возраста еще только овладевают техникой чтения. В этот период лишь формируется отношение к книге как источнику знаний, происходит нравственное становление личности. Юный читатель должен овладеть минимумом  библиографических знаний, чтобы ориентировать в источниках выбора литературы.

Умеющие читать дошкольники и первоклассники предпочитают выбирать книги по иллюстрациям, обложке, ориентируются на такие источники выбора книг,  как книжная выставка, иллюстрированные жанровые и тематические картотеки, получают первые сведения о назначении рекомендательных указателей. Юные читатели 1-х классов знакомятся  с понятием «информация», библиотека и её структура; знакомятся с книгой и её многообразием; с  видами книжных изданий, с элементарными понятиями о детском журнале.

Учащимся 2-х, 3-х классов даются первоначальные знания о справочно-энциклопедических изданиях, их особенностях и назначениях; специфике периодики, как вида издания. Происходит знакомство с элементами книги и средствах ориентации в информационном пространстве. Даются понятия  СЮА библиотеки для младших школьников, о систематическом каталоге, о связи каталога с расстановкой книг на полках.

Продолжается работа по культуре чтения, идет работа над пониманием смысла прочитанного. Оформляются дневники чтения.  В 3-м классе происходит знакомство с компьютером и его использованием в библиотеке, даются понятия: «мультимедиа», CD-ROM, электронная книга.

В 4-м классе знания о справочно-энциклопедических изданиях углубляются. Учащимся этого возраста дается более полное библиографическое описание произведений в рекомендательных пособиях ,  расширяется и сам круг библиографических источников: помимо книжных выставок, полок открытого доступа, альбомов, плакатов, ширм, дети охотно пользуются тематическим иллюстрированным и систематическим каталогами для младшего школьного возраста, активнее работают с рекомендательными списками литературы, картотеками, компьютерами и т. д. Читателям-детям доступны рекомендательные пособия малых форм – библиографические памятки, листовки, закладки. Для младших школьников в библиотеках оформляются справочно-библиографические уголки «Незнайкины вопросы» или «Ваши помощники в выборе книг», где сосредотачиваются все основные источники выбора литературы.  Младших школьников знакомят с секретами внимания и памяти, их роли в учебной деятельности.

В индивидуальных беседах с младшими школьниками важно преследовать две цели: добиваться закрепления знаний, полученных учащимися на занятиях по формированию информационной культуры; стимулировать самостоятельность в поиске необходимой литературы с помощью источников библиографической информации.

.


^ III.  Использование вариативных программ проведения библиотечно-библиографических занятий для учащихся.


  1. Тематический план курса «Основы информационной культуры»

^ I класс (10 час.)

Мы пришли в библиотеку

Цель: осознание отличительных свойств библиотеки в ряду других учреждений, знакомых ребенку. Усвоение правил поведения в библиотеке.



Тема

Аннотация

Кол-во часов

1

Дом, в котором живут книги

Понятие «информация». Библиотека как остров в океане информации. Библиотека - собиратель, хранитель, транслятор информации. Детская библиотека. Ее значение и возможности в детской жизни. Структурные подразделения библиотеки, доступные первокласснику: абонемент, чит. зал, игровая комната. Экскурсия по отделам, перспективным для ребенка: Медиацентр, Интернет-класс.

1

2

Такие разные, разные «носители информации».

 

«День сказочных затей»

Понятие «носители информации». Книга, как основной носитель информации. Типы и виды книжных изданий по материальной конструкции и назначению: миниатюрная книга, книга-гигант, книжки-игрушки, книжки-картинки, электронные книги. Правила обращения с книгой.

Праздник посвящения в читатели 

2

 

 


1



Из почтовой сумки почтальона Печкина.

Первые журналы. Элементарные понятия об изданиях этого вида. Обзор-игра.

1

3

Как познакомиться с книгой.

Первичные понятия об элементах книги: обложка, иллюстрация - их информационный потенциал, значение в выборе и чтении. Понятие о способах организации книг для выбора и чтения. Разные признаки «родства» книг. Тематическая расстановка книг.

2

4

Радостное чтение и некоторые его правила.

«Я рисую любимую книгу»

Место и время чтения. Чтение и настроение. Чтение и настроенность на чтение. Впечатления о прочитанном, способность и возможность ими делиться.

 Творческий конкурс.

 

1

 

1

5

«Мы уже читатели!»

 

 

Итоговое занятие. Игра-тест на звание читателя, выявление и обобщение первых информационных знаний и навыков. Можно использовать форму работы

«Проводы Букваря»

     1

 

^ II класс (10 часов)

Тайны книжного мира

Цель: расширение репертуара информационных источников. Первые шаги в обретении информационной самостоятельности.



Тема

Аннотация

Кол-во часов

1

Кто расскажет «Все обо всем»?

Справочная и энциклопедическая книга. Особенности, назначение, виды энциклопедий для маленького читателя. Приемы поиска информации в справочном издании. Обзор-беседа. Практикум.

2

2

Снова в стране «Журналии».

Специфика периодики, как вида издания. Своеобразие материальной конструкции, структуры. Особенности чтения. Репертуар периодических изданий для детей младшего школьного возраста.

1

3

Каждая книга хочет быть прочитанной.(Перелистывая страницы книг).

Создаем макет титульного листа любимой книги.

Как книга «просится к нам в руки». Элементы книги: титульный лист, оглавление, издательская аннотация.

   Практикум.

1

 

1

4

Как не заблудиться в книжном мире.

Средства и способы ориентации в книжном пространстве. Открытый доступ и формы его организации: книжные выставки, книжные рекламки, устные рекомендации, их место и роль в читательском самоопределении, ориентации и выборе.

Беседа-демонстрация. Практикум-игра.

1

 

 

 

 1

5

«Чтение - не мучение».



Когда чтение бывает радостным?

Чтение и словарный запас (понимать все слова);

Чтение и фантазия, чтение и обдумывание (понимать смысл прочитанного);

чтение и творчество (творческая деятельность на основе чтения. Дневник чтения, отзыв).

1



Чтение и творчество.

Художники-иллюстраторы детской книги. Художник-иллюстратор как читатель и соавтор книги. Разные прочтения одних и тех же книг в иллюстрировании.

Рассказ по книжной иллюстрации.

1

6

«Мы на книжном острове».

Итоговое занятие: дифференциация видов изданий, освоенных в ходе занятий; навыки пользования ими; ориентация в книжном пространстве, навыки выбора.

Библиографическая игра.

1

 

^ III класс (10 часов)

Я - читатель

Цель: применение информационных знаний и навыков в читательской практике. Формирование  положительной мотивации к самостоятельной информационной деятельности.



Тема

Аннотация

Кол-во часов

1

Выбери сам.

 

 

 

 

 Играем в библиотекаря».

Первые рекомендательные и информационно-поисковые системы. Каталоги и картотеки отдела обслуживания. Библиографические средства рекомендации: сущностные признаки, особенности пользования. Что такое «запрос» и как его составить. Понятие «библиографическая запись».

Беседа-практикум.

Ролевая игра.

1

 

 

 

 

 1

2

Первое знакомство с компьютером.

 

Компьютер. Его использование в библиотеке. Как найти сведения о книге по электронному списку.

1

3

Мои читательские интересы.

 

 

 

 

 

 

 

Путь к предмету интереса.

«План чтения на ближайшую перспективу».

Стихийное чтение и осознанное чтение. Читательские интересы и их особенности; пути и способы формирования читательских интересов. Самонаблюдение за своей читательской практикой, как способ выявления читательских приоритетов, определения перспектив читательского саморазвития. Читательское общение. Его значение в обогащении и развитии читательских интересов. Формы читательского общения. От интереса - к его реализации в чтении: пути, способы, стратегии.

Беседа.

 Практикум. Поиск в рамках авторского мира, темы, жанра, вида литературы.

По интересу.

1

 

 

 

 

 

  

   1

 

   1

4

Сказать свое слово.

 

 

 

 

 

 Готовим сообщение.

Разные роли, возможные в информационной практике: роль воспреемника информации, роль собирателя информации, роль передающего информацию (ретранслятора), роль создателя информации. Ситуации вхождения в каждую роль, специфические особенности каждой роли.

Создание информации. Первые понятия о переработке и интерпретации информации. Упрощенный алгоритм обработки информации для учебной работы. Беседа.

Практикум.

   1

 

 

 

 

 

     1

5

Электронная книга.

Понятие «мультимедиа». CD-Rom - носитель мультимедийной информации. Компьютер - инструмент для представления мультимедиа. Демонстрация одной из мультимедийных книг из фонда Медиацентра.. Обзор электронных книг для младших школьников.  

1

6

Первенство по читательской «самости».

Итоговое занятие: тестирование навыков ориентации в книжном пространстве, использования средств выбора, способности к читательской коммуникации. Тест-игра. 

1

 


^ IV класс (10 часов)

Новые шаги в библиотечном пространстве

Цель: обобщение читательских обретений и навыков, обозначение грядущих информационных перспектив.



Тема

Аннотация

Кол-во часов

1

Багаж, который никто не отнимет.

Секреты внимания и памяти. Роль внимания и памяти в учебной деятельности, интеллектуальном развитии личности. Непроизвольное и произвольное внимание: простейшие приемы концентрации внимания. Виды и свойства памяти: приемы запоминания, эффективные в учебной деятельности.

(Беседа с элементами тренинга).

1

2

Рабочий инструмент №1 (справочная литература).

 

 

 

Ключи от всех энциклопедий.

Турнир энциклопедистов.

Определение энциклопедического и справочного издания. Функции и возможности справочных изданий. Виды энциклопедий и справочных изданий. Электронные энциклопедии. Приемы и ситуации использования. (Обзор-беседа).

Практикум 1. (Возможно занятие в компьютерном классе).

Практикум 2.

1

 

 

 1

   

 

     1

3

В мире серьезной науки (научно - познавательная литература).

 

«Я узнал про…»

Научно-популярная литература, ее отличительные свойства и признаки, функциональные возможности. Роль НПЛ в учебной деятельности, развитии познавательных интересов. Основные разделы НПЛ-фонда. Историческая книга в НПЛ-фонде; ее типы и виды; особенности содержания; требования к чтению.

Обзор-беседа. Рассказ о книге, открывшей новое знание.

1

 

 

 

 

 

1

4

Первые итоги читательской биографии.

 

 

 

«Друзья детства»

Чтение в жизни и биографии человека. Книга как отражение вех духовного роста и развития личности, как способ оживления личностной духовной памяти.  Открытие мира и себя в сфере чтения. Чтение и перечитывание. Смысл и значение читательской рефлексии, осознания и обобщения прочитанного. Понятие читательского общения. (Беседа).

Из читательского багажа выпускников отдела обслуживания младших школьников.  (Книжная выставка).

1

 

 

 

 

 

1

5

Первый библиотеч-ный «Выпускной».

Основные читательские знания, умения и навыки читателей младшего школьного возраста:

         структурные подразделения библиотеки и их назначение;

         виды информационных источников;

         основные элементы книги;

         способы ориентации в библиотечном пространстве, средства и приемы выбора.

(Тестирование степени усвоения: обобщение, обозначение перспектив развития).

Игра-праздник.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

    1

 



  1. istoriya-na-nashiya-narod-ot-1453-do-1878-g-stranica-14.html
    istoriya-nashego-kalendarya-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti-s-odarennimi-detmi.html
    istoriya-nauchnoj-psihologii.html
    istoriya-nauki-ob-upravlencheskih-resheniyah-ur-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-razrabotka-upravlencheskogo.html
    istoriya-nemeckoj-diaspori-centralnogo-kazahstana-v-hh-v-07-00-02-otechestvennaya-istoriya-istoriya-respubliki-kazahstan.html
    istoriya-o-carice-utra-i-o-sulajmane-povelitele-duhov.html
  2. institut.bystrickaya.ru/statya-v-avtorskoj-redakcii.html
  3. urok.bystrickaya.ru/proekt-moj-gorod-moya-strana-moj-narod.html
  4. institut.bystrickaya.ru/strategiya-razvitiya-arkticheskoj-zoni-rossijskoj-federacii-i-obespecheniya-n-acionalnoj-bezopasnosti-na-period-do-2020-goda.html
  5. tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-cikla-opd-f-03-bazi-dannih-dlya-studentov-specialnosti.html
  6. predmet.bystrickaya.ru/severnoe-izmerenie-es-konceptualnaya-model-ili-regionalnaya-variaciya.html
  7. grade.bystrickaya.ru/novorozhdennimi-v-nekotorih-stanicah-kubanskoj-oblasti-k-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  8. control.bystrickaya.ru/disciplina-b3v07-mikrobiologii-i-virusologii-normativnij-srok-osvoeniya-programmi-4-goda-fgos-vpo-utverzhden.html
  9. klass.bystrickaya.ru/abadildaeva-shirinkul-kelesbaevna-ailshin-mtnndeg-kognitivt-metaforani-oldanilui-6m011900-shetel-tl-ek-shetel-tl-pedagogika-ilimdarini-magistr-akademiyali-drezhesn-alu-shn-dajindalan-dissertaciya.html
  10. lecture.bystrickaya.ru/84-transport-po-naklonnim-virabotkam-pravila-razrabotani-vzamen-pravil-bezopasnosti-pri-stroitelstve-metropolitenov.html
  11. letter.bystrickaya.ru/obsherossijskij-klassifikator-vidov-ekonomicheskoj-deyatelnosti-produkcii-i-uslug.html
  12. writing.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-na-abonement-nauchnoj-literaturi-za-sentyabr-2010-goda.html
  13. studies.bystrickaya.ru/alamogordo.html
  14. teacher.bystrickaya.ru/g-a-shetinin-pavel-nikolaevich-filonov-iz-vospominanij-d-v-sarabyanov-filonov-sam-po-sebe-i-sredi-drugih-7.html
  15. testyi.bystrickaya.ru/432-vnedrenie-novih-form-i-metodov-obucheniya-sredstv-aktivizacii-poznavatelnoj-deyatelnosti-studentov.html
  16. kontrolnaya.bystrickaya.ru/proishozhdenie-zhivotnih-direktiva-soveta-ot-28-yanvarya-1991-g-po-usloviyam-zdorovya-zhivotnih-reguliruyushih-torgovlyu.html
  17. studies.bystrickaya.ru/125-akkumulyatornie-ustanovki-pravila-tehnchna-ekspluatacya-elektrichnih-stancj-merezh.html
  18. tetrad.bystrickaya.ru/v-stoimost-tura-vhodit-odnodnevnie-turi-s-posesheniem-festivalej-prazdnikov.html
  19. exchangerate.bystrickaya.ru/aukcionnaya-dokumentaciya-stranica-14.html
  20. books.bystrickaya.ru/egipetskie-piramidi-razgadannaya-zagadka-stroitelstva-piramid-vetoj-glave-mi-vkratce-kosnemsya-voprosa-o-nekotorih-tak-nazivaemih-zagadkah-egipetskih-piram.html
  21. paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-ekonomicheskogo-fakulteta-specialnosti-ekonomicheskaya-teoriya.html
  22. klass.bystrickaya.ru/alekseya-kudrina-podvergli-vstrechnoj-proverke-pervij-kanal-novosti-13-04-2005-5-00-00-13.html
  23. literatura.bystrickaya.ru/reformi-energetiki-znamya-g-kaluga-09022006-006-27257-pechatnie.html
  24. university.bystrickaya.ru/glava-7-voennaya-sluzhba-v-rossijskoj-federacii-uchebnik-v-m-koryakin-a-v-kudashkin-k-v-fateev.html
  25. zadachi.bystrickaya.ru/sozdanie-imitacionnoj-modeli.html
  26. occupation.bystrickaya.ru/obzor-armij-na-pole-bitvi-kurukshetra-stranica-50.html
  27. uchenik.bystrickaya.ru/iziskaniya-dlya-stroitelstva-pizanskaya-bashnya-v-peterburge.html
  28. exchangerate.bystrickaya.ru/avtomatizirovannie-obuchayushie-sistemi.html
  29. portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-uchebnogo-processa-primenyaemie-v-nem-pedagogicheskie-tehnologii-formi-metodi-i-priemi.html
  30. holiday.bystrickaya.ru/narusheniya-sna-u-bolnih-nahodyashihsya-na-gemodialize-i-g-karmanovoj-i-akademika-ramn-a-m-vejna.html
  31. laboratory.bystrickaya.ru/valyutno-obmennie-operacii-bankov-vtorogo-urovnya.html
  32. lecture.bystrickaya.ru/bazovij-kurs-skriptinga-tes-4-oblivion-osfm-team-2008-oglavlenie-predmetnie-ukazateli-po-funkciyam-poisk-i-navigaciya-12-predmetnij-ukazatel-po-funkciyam-obliviona-12-stranica-53.html
  33. write.bystrickaya.ru/glava-tretya-ernst-teodor-amadej-gofman-kroshka-cahes-po-prozvaniyu-cinnober.html
  34. portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-kolledzha-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  35. notebook.bystrickaya.ru/grazhdanskij-aviacionnij-kompleks-sostoyanie-problemi-zadachi-zakonodatelnogo-regulirovaniya.html
  36. uchit.bystrickaya.ru/tajnaya-doktrina-stranica-12.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.