.RU

Хосе Ортега-и-Гассет - страница 17


4.
Власть и подчинение решают в каждом обществе. Если неясно, кто приказывает и кто повинуется, все идет туго. Даже внутренняя, личная жизнь каждого индивида (за исключением гениев) нарушается и искажается. Если бы человек был одиночкой, лишь случайно вступающим в общение с остальными людьми, он, вероятно, мог бы избежать потрясений, которые порождают кризис власти. Но человек по внутренней своей природе — существо социальное, и на его личность влияют те события, которые непосредственно касаются только общества как целого. Поэтому достаточно рассмотреть индивида, чтобы понять, как в его стране ставится проблема власти и подчинения.

Было бы интересно и даже поучительно проделать такой опыт, разобрав характер среднего испанца. Однако это было бы настолько неприятно, что я ограничусь выводами. Мы обнаружили бы огромное падение нравов, распущенность, огрубение, деградацию, ибо у Испании уже несколько веков нечиста совесть, если речь идет о власти и подчинении. Падение нравов происходит оттого, что пороки становятся привычными, постоянными, все же считаясь пороками. Поскольку порочность и ненормальность не превратишь в здоровый порядок, для индивида не остается иного выхода, как приспособиться и стать соучастником недолжного. У всех народов бывали периоды, когда ими пытались править те, кто править не должен; но здоровый инстинкт помогал им напрячь все силы и отразить неправомерные притязания. Они восставали против беззакония и тем самым восстанавливали общественную нравственность. Испанцы поступили наоборот: вместо того чтобы противиться власти, неприемлемой для их внутреннего чувства, они предпочли извратить все свое существо и бытие, приспособить его к неправде. Пока у нас такое положение, напрасно ожидать чего-либо от испанцев. В обществе, где государство, самая власть построены на лжи, нет силы и гибкости, а без них не выполнишь нелегкой задачи — не утвердишь себя достойно в истории.

Так странно ли, что стоит слегка поколебаться, усомниться, кто правит миром, чтобы повсюду — и в общественной, и в частной жизни — началось нравственное разложение?

Человеческая жизнь по самой своей природе должна быть чему-то посвящена — славному делу или скромному, блестящей или будничной судьбе. Наше бытие подчинено удивительному, но неумолимому условию. С одной стороны, человек живет собою и для себя. С другой стороны, если он не направляет жизнь на служение какому-то общему делу, то она будет скомкана, потеряет цельность, напряженность и "форму". Мы видим сейчас, как многие заблудились в собственном лабиринте, потому что им нечему себя посвятить. Все заповеди, все приказы потеряли силу. Казалось бы, чего лучше — каждый волен делать, что ему вздумается, и народы тоже. Европа ослабила вожжи, которыми управляла миром. Но результат оказался другим, чем ожидали. Жизнь, посвященная самой себе, потеряла себя, стала пустой, бесцельной. А так как нужно чем-то себя наполнить, она выдумывает пустые занятия, не говорящие ничего ни уму, ни сердцу. Сегодня ее тянет к одному, завтра к другому, противоположному. Жизнь гибнет, когда она предоставлена самой себе. Эгоизм — это лабиринт. Что ж, вполне понятно. Подлинная жизнь должна стремиться к чему-то, идти к цели. Цель — не мое стремление, не моя жизнь, но то, чему я жизнь посвящаю; таким образом, она вне жизни. Если я посвящаю жизнь себе самому, живу эгоистом, я не продвигаюсь вперед и никуда не прихожу; я вращаюсь на одном месте. Это и есть лабиринт, — путь, который никуда не ведет, теряется сам в себе, ибо в себе блуждает.

После войны европеец замкнулся; у него ничего нет впереди, ни для себя, ни для других. Поэтому исторически мы сейчас там же, где были десять лет назад.

Управлять не так-то просто. Власть — давление, оказываемое на других; но это еще не все, иначе это было бы просто насилие. Нельзя забывать, что у власти две стороны: приказывают кому-то, но приказывают и что-то. Что же? В конечном счете участвовать в каком-то деле, в творчестве истории. У каждого правительства есть жизненная программа, точнее — программа правления. Как сказал Шиллер: "Когда короли строят, у возчиков есть работа".

Поэтому мы не согласны с тем банальным взглядом, который видит в действиях великих людей и народов только эгоистические мотивы. Быть чистым эгоистом не так-то легко, да они никогда и не добивались успеха. Кажущийся эгоизм великих народов и великих людей — не что иное, как неизбежная твердость, присущая каждому, кто посвятил жизнь какому-то делу. Если нам действительно предстоит что-то сделать, если мы должны посвятить себя служению, от нас нельзя требовать, чтобы мы уделяли внимание прохожим и совершали маленькие "добрые дела". Путешественникам очень нравится, что, если спросишь испанца, где такая-то улица или площадь, он часто идет с вами до самого места. Но я все думаю: шел ли он вообще куда-нибудь? Не гуляет ли мой соотечественник лишь затем, чтобы встретить и проводить иностранца?

Сомнение в том, что кто-то еще правит миром, ощущается сейчас в Европе; но положение станет угрожающим, когда сомнение перекинется и к остальным материкам и народам (исключая разве самых юных, доисторических). Однако еще опаснее, что это "топтание на месте" может совершенно деморализовать самих европейцев. Я говорю так не потому, что я сам европеец, и не потому, что мне безразличны судьбы мира, если его возглавят не-европейцы. Отставка Европы не тревожила бы меня, если бы налицо была другая группа народов, способная заместить ее в роли правителя и вождя планеты. Я даже не требую так много. Я удовлетворился бы тем, что никто в мире не правит, если бы при этом не улетучились все достоинства и таланты европейского человека.

Но увы! Это неизбежно. Стоит европейцу привыкнуть к тому, что он больше не управляет, и через полтора поколения старый континент, а за ним и целый свет погрузятся в нравственное отупение, духовное бесплодие, всеобщее варварство. Только сознание своей власти и дисциплина ответственности могут держать в должном напряжении духовные силы Запада. Наука, искусство, техника и все остальное могут процветать только в бодрящей атмосфере, созданной ощущением власти. Как только оно угаснет, европеец начнет падать все ниже. Он утратит ту несокрушимую веру в себя, благодаря которой он так смело и упорно овладевал великими, новыми идеями. Он станет непоправимо будничным. Неспособный более к творческому взлету, он погрязнет во вчерашнем, обыденном, рутинном и превратится в педантичное, надутое существо, подобно грекам периода упадка или эпохи Византии.

Творческая жизнь требует высокой чистоты, великой красоты, постоянных стимулов, подстегивающих сознание своего достоинства. Творческая жизнь — жизнь напряженная, она возможна лишь в одном из двух положений: либо человек правит сам, либо он живет в мире, которым правит тот, за кем это право всеми признано. Либо власть, либо послушание. Но послушание не значит "покорно сносить все" — это было бы падением; наоборот, в послушании чтут правителя, следуют за ним, поддерживают его, радостно становятся под его знамя.

kagalnickogo-rajona-rostovskoj-oblasti-postanovlenie.html
kagarlickij-byu-gorbachev-m-s.html
kai-olaf-lang-poland-and-the-east-polands-relations-with-russia-belarus-and-ukraine-in-the-context-of-european-eastern-policy-swp-comments-june-2005.html
kajdzen.html
kajt-lager-sportsmen-vo-vetname.html
kak-anglichane-umirali-referat-po-socialnoj-psihologii-na-temu-anglijskij-mentalitet.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-050720-fizicheskaya-kultura.html
  • credit.bystrickaya.ru/pereprogrammirovanie-soznaniya-o-pyanstve-russkih-pisatelej.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhukov-podderzhivaet-ideyu-provedeniya-v-moskve-chm-po-figurnomu-kataniyu-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/frederik-perlz-ego-golod-i-agressiya-pod-redakciej-d-n-hlomova-izdatelstvo-smisl-moskva-2000-stranica-13.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-zhizn-i-nauchnij-podvig-d-i-mendeleeva-zaveduyushij-kafedroj-obshej-i-analiticheskoj-himii-professor-vasilev-n-v.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-pyatoj-glave-sozdanie-informacionnoj-sistemi-kontrolya-i-prognozirovaniya-sohranyaemosti-obektov-so-strukturnoj-neodnorodnostyu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chelovek-perestaet-dumat.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-organizacionnij-moment-podvedenie-uchashihsya-k-izucheniyu-novoj-temi-putem-ustnogo-oprosa-izuchenie-novogo-materiala.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/valyutnie-riski-v-bankah-vtorogo-urovnya-v-respublike-kazahstan.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-estestvoznanie-edinaya-nauka-o-prirode-osnovnie-etapi-razvitiya-estestvoznaniya-estestvoznanie-estestvo-priroda-i-znanie-ego-sinonim-prirodovedenie-izuchaet-prirodu.html
  • college.bystrickaya.ru/2-specialnie-vojska-i-til-vooruzhennih-sil-rossijskoj-federacii-uchebnoe-posobie-voronezh-2010-avtori-holodov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-professionalnaya-etika-asketicheskogo-protestantizma-m-veber-etika-chast-pervaya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-i-zadaniya-dlya-samokontrolya-konfliktologiya.html
  • reading.bystrickaya.ru/membrannie-tehnologii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-meditacii-nauchnaya-rabota-v-medicine.html
  • lecture.bystrickaya.ru/46-organizaciya-truda-voditelej-i-sostavlenie-mesyachnih-grafikov-ih-raboti-na-marshrute.html
  • grade.bystrickaya.ru/nezakonnoe-ispolzovanie-bankovskih-plastikovih-kartochek.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-nochnie-teni-uchenik-nekromanta-mir-bez-boli.html
  • shkola.bystrickaya.ru/organzacya-pretenzjno-pozovno-roboti-na-pdprimstv.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vorobushek-s-kosoj-natalya-vorobeva-iz-malenkogo-sibirskogo-gorodka-vorvalas-v-elitu-mirovoj-borbi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-13032008-sidelnikova-taisiya-0700-pervij-kanal-novosti-13-03-2008-borisov-dmitrij-18-0014.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-3-dinamicheskaya-model-konflikta-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-konfliktologiya-dlya-napravleniyaspecialnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/392-uchastie-instituta-v-dolgosrochnih-mezhdunarodnih-programmah-i-proektah.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vyatichi-ih-proishozhdenie-bit-i-nravi-chast-3.html
  • books.bystrickaya.ru/dostuchatsya-do-predsedatelya-nezavisimaya-gazeta-gazeta-moskva-yan-gordeev-07-07-2011-9-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-materiali-ustanavlivayushie-soderzhanie-i-poryadok-provedeniya-promezhutochnih-i-itogovih-attestacij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-cennostnih-orientacij-grazhdansko-patrioticheskoj-napravlennosti-u-studentov-sportsmenov-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vidi-i-urovni-analiza-vospitatelnoj-raboti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-pravovedenie-napravlenie-oop-131000-neftegazovoe-delo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ruka-pomoshi-v-a-artisevich-saratov-1998-19-marta-artisevich.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6300-gr-haskovo-plobshinski-1-tel-038603-300-faks-038664-110-e-mail-kmethaskovo-bg.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xmlcds-txmobjtypes-voprosi-i-otveti-po-ude-obshie-voprosi-razrabotki-v-ude.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-specialnostej-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-i-ispolzovanie-elektronnih-uchebnih-posobij.html
  • writing.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-prinuzhdenie-chast-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.