.RU

Хосе Ортега-и-Гассет - страница 17


4.
Власть и подчинение решают в каждом обществе. Если неясно, кто приказывает и кто повинуется, все идет туго. Даже внутренняя, личная жизнь каждого индивида (за исключением гениев) нарушается и искажается. Если бы человек был одиночкой, лишь случайно вступающим в общение с остальными людьми, он, вероятно, мог бы избежать потрясений, которые порождают кризис власти. Но человек по внутренней своей природе — существо социальное, и на его личность влияют те события, которые непосредственно касаются только общества как целого. Поэтому достаточно рассмотреть индивида, чтобы понять, как в его стране ставится проблема власти и подчинения.

Было бы интересно и даже поучительно проделать такой опыт, разобрав характер среднего испанца. Однако это было бы настолько неприятно, что я ограничусь выводами. Мы обнаружили бы огромное падение нравов, распущенность, огрубение, деградацию, ибо у Испании уже несколько веков нечиста совесть, если речь идет о власти и подчинении. Падение нравов происходит оттого, что пороки становятся привычными, постоянными, все же считаясь пороками. Поскольку порочность и ненормальность не превратишь в здоровый порядок, для индивида не остается иного выхода, как приспособиться и стать соучастником недолжного. У всех народов бывали периоды, когда ими пытались править те, кто править не должен; но здоровый инстинкт помогал им напрячь все силы и отразить неправомерные притязания. Они восставали против беззакония и тем самым восстанавливали общественную нравственность. Испанцы поступили наоборот: вместо того чтобы противиться власти, неприемлемой для их внутреннего чувства, они предпочли извратить все свое существо и бытие, приспособить его к неправде. Пока у нас такое положение, напрасно ожидать чего-либо от испанцев. В обществе, где государство, самая власть построены на лжи, нет силы и гибкости, а без них не выполнишь нелегкой задачи — не утвердишь себя достойно в истории.

Так странно ли, что стоит слегка поколебаться, усомниться, кто правит миром, чтобы повсюду — и в общественной, и в частной жизни — началось нравственное разложение?

Человеческая жизнь по самой своей природе должна быть чему-то посвящена — славному делу или скромному, блестящей или будничной судьбе. Наше бытие подчинено удивительному, но неумолимому условию. С одной стороны, человек живет собою и для себя. С другой стороны, если он не направляет жизнь на служение какому-то общему делу, то она будет скомкана, потеряет цельность, напряженность и "форму". Мы видим сейчас, как многие заблудились в собственном лабиринте, потому что им нечему себя посвятить. Все заповеди, все приказы потеряли силу. Казалось бы, чего лучше — каждый волен делать, что ему вздумается, и народы тоже. Европа ослабила вожжи, которыми управляла миром. Но результат оказался другим, чем ожидали. Жизнь, посвященная самой себе, потеряла себя, стала пустой, бесцельной. А так как нужно чем-то себя наполнить, она выдумывает пустые занятия, не говорящие ничего ни уму, ни сердцу. Сегодня ее тянет к одному, завтра к другому, противоположному. Жизнь гибнет, когда она предоставлена самой себе. Эгоизм — это лабиринт. Что ж, вполне понятно. Подлинная жизнь должна стремиться к чему-то, идти к цели. Цель — не мое стремление, не моя жизнь, но то, чему я жизнь посвящаю; таким образом, она вне жизни. Если я посвящаю жизнь себе самому, живу эгоистом, я не продвигаюсь вперед и никуда не прихожу; я вращаюсь на одном месте. Это и есть лабиринт, — путь, который никуда не ведет, теряется сам в себе, ибо в себе блуждает.

После войны европеец замкнулся; у него ничего нет впереди, ни для себя, ни для других. Поэтому исторически мы сейчас там же, где были десять лет назад.

Управлять не так-то просто. Власть — давление, оказываемое на других; но это еще не все, иначе это было бы просто насилие. Нельзя забывать, что у власти две стороны: приказывают кому-то, но приказывают и что-то. Что же? В конечном счете участвовать в каком-то деле, в творчестве истории. У каждого правительства есть жизненная программа, точнее — программа правления. Как сказал Шиллер: "Когда короли строят, у возчиков есть работа".

Поэтому мы не согласны с тем банальным взглядом, который видит в действиях великих людей и народов только эгоистические мотивы. Быть чистым эгоистом не так-то легко, да они никогда и не добивались успеха. Кажущийся эгоизм великих народов и великих людей — не что иное, как неизбежная твердость, присущая каждому, кто посвятил жизнь какому-то делу. Если нам действительно предстоит что-то сделать, если мы должны посвятить себя служению, от нас нельзя требовать, чтобы мы уделяли внимание прохожим и совершали маленькие "добрые дела". Путешественникам очень нравится, что, если спросишь испанца, где такая-то улица или площадь, он часто идет с вами до самого места. Но я все думаю: шел ли он вообще куда-нибудь? Не гуляет ли мой соотечественник лишь затем, чтобы встретить и проводить иностранца?

Сомнение в том, что кто-то еще правит миром, ощущается сейчас в Европе; но положение станет угрожающим, когда сомнение перекинется и к остальным материкам и народам (исключая разве самых юных, доисторических). Однако еще опаснее, что это "топтание на месте" может совершенно деморализовать самих европейцев. Я говорю так не потому, что я сам европеец, и не потому, что мне безразличны судьбы мира, если его возглавят не-европейцы. Отставка Европы не тревожила бы меня, если бы налицо была другая группа народов, способная заместить ее в роли правителя и вождя планеты. Я даже не требую так много. Я удовлетворился бы тем, что никто в мире не правит, если бы при этом не улетучились все достоинства и таланты европейского человека.

Но увы! Это неизбежно. Стоит европейцу привыкнуть к тому, что он больше не управляет, и через полтора поколения старый континент, а за ним и целый свет погрузятся в нравственное отупение, духовное бесплодие, всеобщее варварство. Только сознание своей власти и дисциплина ответственности могут держать в должном напряжении духовные силы Запада. Наука, искусство, техника и все остальное могут процветать только в бодрящей атмосфере, созданной ощущением власти. Как только оно угаснет, европеец начнет падать все ниже. Он утратит ту несокрушимую веру в себя, благодаря которой он так смело и упорно овладевал великими, новыми идеями. Он станет непоправимо будничным. Неспособный более к творческому взлету, он погрязнет во вчерашнем, обыденном, рутинном и превратится в педантичное, надутое существо, подобно грекам периода упадка или эпохи Византии.

Творческая жизнь требует высокой чистоты, великой красоты, постоянных стимулов, подстегивающих сознание своего достоинства. Творческая жизнь — жизнь напряженная, она возможна лишь в одном из двух положений: либо человек правит сам, либо он живет в мире, которым правит тот, за кем это право всеми признано. Либо власть, либо послушание. Но послушание не значит "покорно сносить все" — это было бы падением; наоборот, в послушании чтут правителя, следуют за ним, поддерживают его, радостно становятся под его знамя.

kagalnickogo-rajona-rostovskoj-oblasti-postanovlenie.html
kagarlickij-byu-gorbachev-m-s.html
kai-olaf-lang-poland-and-the-east-polands-relations-with-russia-belarus-and-ukraine-in-the-context-of-european-eastern-policy-swp-comments-june-2005.html
kajdzen.html
kajt-lager-sportsmen-vo-vetname.html
kak-anglichane-umirali-referat-po-socialnoj-psihologii-na-temu-anglijskij-mentalitet.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskij-pravoj-dogovor-chast-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-9-ekspertiza-affekta-2-chasa-programma-i-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/realizaciya-norm-federalnogo-zakona-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-kodeksa-tamozhennogo-soyuza-tk-ts-s-01-07-2010.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-i-prakticheskie-zadaniya-dlya-konkursov-podgotovili-n-n-naplekova-d-r-biol-nauk-professor-zav-kafedroj-agroekologii-i-mikrobiologii-novosibirskogo-gau.html
  • textbook.bystrickaya.ru/karelskij-kadetskij-korpus-imeni-aleksandra-nevskogo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/74-raschet-parametrov-tehnologicheskogo-cikla-harakteristika-rajona-i-mestorozhdeniya-11.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-obrazovaniya-chitinskoj-oblasti-pervaya-versiya-ezhegodnogo-analiticheskogo-doklada-chita-2006.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-upravlenie-personalom-napravlenie-podgotovki-210100.html
  • studies.bystrickaya.ru/internet-resursi-mayak-novosti-16-01-2006-bejlin-boris-21-00-20.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-doklad-novie-podhodi-k-lekarstvennomu-lecheniyu-melanomi-k-m-n-a-v-novik.html
  • control.bystrickaya.ru/delo-42-starikashka-edelvejs-skazka-o-trojke-2-niichavo-3-skazka-o-trojke-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-beloyarskogo-rajona-za-2009-god-i-ih-planiruemih-znacheniyah-na-3-letnij-period.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-vliyanie-psihologicheskih-i-fizicheskih-faktorov-e-e-lalayan-glavnij-redaktor-izdatelstva-doktor-ekonomicheskih-nauk.html
  • college.bystrickaya.ru/-grani-sotrudnichestva-administracii-stolici-yakutii-i-merii-moskvi-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prichinnost-i-karma-v-buddizme-stranica-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnie-osnovi-postroeniya-apparata-upravleniya-banka.html
  • turn.bystrickaya.ru/pasport-federalnoj-celevoj-programmi-zhilishe-na-2011-2015godi-naimenovanie-programmi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-chislennost-naseleniya-rossii.html
  • credit.bystrickaya.ru/perednij-kraj-v-obrazovanii-innovacii-v-metodah-i-tehnologiyah.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-muzikoznaniya-bonfeld-msh-2-189-00-378-00-100-velikih-muzeev-mira-ionina-n-a.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-weekly-pulse-5-11-02-2010-a-new-decade-a-new-economic-growth-and-new-opportunities-for-kazakhstan-address-of-president-of-the-republic-of-kazakhstan-n-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskazi-hozyajki-muzeya-pro-les-i-ego-zhitelyah-nikogo-ne-ostavit-ravnodushnim.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ocenka-dinamiki-sochetannoj-luchevoj-i-himioterapii-raka-molochnoj-zhelezi-po-rezultatam-rentgenomammografii-i-uzi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proektnaya-deklaraciya-zastrojshika-ooo-orion.html
  • grade.bystrickaya.ru/mihalevag-v-evolyuciya-mediaobrazovaniya-v-velikobritanii-tekst-g-v-mihaleva-integraciya-obrazovaniya-2-51-2008-s-70-75.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-kartaprovedeniya-inspekcionnogo-kontrolya-gruzovogo-salona-i-raboti-bortoperatorovsoglasno-zadaniyu-n.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-biologii-za-kurs-11-klassa.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-sfer-deyatelnosti-gorod-orenburg.html
  • write.bystrickaya.ru/g-v-volkova-takoj-abvgdezhzijklmnoprstufhcchshshieyuya-stranica-12.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/n-a-artyomova-zamestitel-nachalnika-otdela-obrazovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnij-reglament-predostavleniya-municipalnoj-uslugi-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtoroj-posle-uembli-k-cvetam-bashkirii-podsadyat-kompleks-7-vyacheslav-dudka-vstretilsya-s-rukovodstvom-federacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-g-ulyanovsk-rossiya-11-12-oktyabrya-2011g.html
  • essay.bystrickaya.ru/doneckij-nacionalnij-tehnicheskij-universitet-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.