.RU

Государственная инновационная политика - страница 5


Развитие государственно-общественной системы управления м развитием образования


Исходные позиции


Принцип государственно-общественного управления образованием был утвержден Законом РФ «Об образовании» 1992 года. На сегодняшний день эта норма законодательства не реализована. До конца не сформирована нормативная правовая база участия граждан в управлении образовательными учреждениями, формировании образовательной политики на местном, региональном и федеральном уровнях.


В то же время в ряде регионов (Республика Бурятия, Пермский край, Красноярский край и др.) накоплен опыт оформления гражданского заказа системе образования. Разработаны модели нормативной правовой базы оценки качества образования гражданским институтами, оформления задач программ развития региональной системы образования, формирования перечня приоритетных направлений расходования бюджета образования, другие направления деятельности гражданских организаций.


Основной задачей развития государственно-общественного управления системой образования сегодня является разработка нормативной правовой базы полномочий и ответственности гражданских институтов за расходование бюджетных средств и делегирование им полномочий по реализации некоторых функций управления системой образования. В первую очередь это касается таких функций, как оценка качества образования, согласование образовательных программ образовательных учреждений, распределение стимулирующей части фонда оплаты труда в школах, участие в реализации задач приоритетного национального проекта «Образование», согласование кадровых назначений в системе образования.


Необходимые меры


Общесистемные меры


· Обязательное участие общества, профессионального сообщества, деловых кругов в выработке и реализации основных направлений образовательной политики, стратегических управленческих решений по ключевым вопросам развития российского образования.


· Поддержка на государственном и муниципальном уровнях формирования федеральных, региональных, муниципальных гражданских институтов образовательной политики, институтов участия граждан в оформлении общественного заказа системе образования.


· Стимулирование создания профессиональных ассоциаций в системе образования: учителей-предметников, представителей различных направлений образовательной деятельности, руководителей образования, в том числе: Союз министров и руководителей образования субъектов Федерации, ассоциации директоров школ, руководителей профессиональных и специальных образовательных учреждений и т.п.


· Разработка новой государственно-общественной системы лицензирования образовательной деятельности, образовательных программ, а также аккредитации образовательных учреждений, ориентированной на инновационные изменения. В первую очередь это касается разработки нормативной правовой базы для делегирования полномочий по реализации функции аттестации кадров и сертификации образовательных программ профессиональным объединениям.


· Обеспечение взаимосогласованности государственного, общественного и корпоративного заказов образовательной системе на содержание, разнообразие форм и качество образования, на подготовку профессиональных кадров различного уровня, профиля, специализации.


· Обеспечение открытости образования как государственно-общественной системы, в том числе через введение обязательной ежегодной публикации по установленной форме финансовых отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений, а также отчетов по результатам их инновационного развития, публикуемых не реже одного раза в три года.


· Разработка конкурсной системы государственно-общественной экспертизы и поддержки инновационных образовательных программ и учреждений, а также комплекса мер по распространению инноваций в системе образования. Создание механизмов постоянного обновления образования и перевода его в режим инновационного развития.


· Поддержка инициатив учебных заведений по экспериментальной апробации образовательных программ, моделей управления и финансово-хозяйственной деятельности. В том числе разработка нормативной правовой базы для поддержки сети федеральных экспериментальных площадок в системе образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования.


· Расширение объема вещания образовательных программ на телевидении. Проработка вопроса о возвращении этих программ на телеканал «Культура».


На федерально-региональном уровне


· Федеральным и региональным органам управления образованием совместно с общероссийскими общественно-профессиональными структурами сформировать систему межрегионального и межотраслевого взаимодействия в реализации стратегии инновационного развития системы непрерывного образования через федеральные, межотраслевые, межрегиональные и международные программы, крупные социально-педагогические, национальные, инновационные проекты.


· Выравнивание качества образования в регионах и их образовательного потенциала, преимущественное внимание к образовательным потребностям тех регионов и слоев населения, которые нуждаются в целевой поддержке государства.


· Поддержка региональных «точек роста», стимулирование тех регионов, которые активно внедряют инновационные механизмы в образовании.


· Формирование и реализация Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) как действенного инструмента поддержки образовательных инициатив, координации инновационного развития образования на всех уровнях, а также образовательного потенциала регионов (особенно дотационных). Введение открытого порядка разработки и гласного использования средств ФЦПРО, ее широкого обсуждения на стадиях подготовки и реализации. Создание государственно-общественной дирекции программы, организующей ее реализацию и жестко контролирующей расходование ее средств.


На регионально-муниципальном уровне


· Региональным и муниципальным органам управления образованием совместно с общественно-профессиональными структурами субъектов Федерации сформировать систему эффективного взаимодействия на основе согласования региональной образовательной политики, региональных и муниципальных программ инновационного развития образования. Организовать нормативное правовое и финансово-экономическое обеспечение этих программ; развитие регионального законодательства в области образования.


· Формирование целостных региональных образовательных систем с включением в них отраслевых образовательных учреждений и созданием единых государственно-общественных органов управления. Создание единых культурно-образовательных пространств для наиболее полного обеспечения потребностей населения, запросов местного рынка труда.


· Обеспечение баланса между развитием различных типов/видов образовательных учреждений, структурой (объемом) подготовки специалистов и потребностями регионов и муниципалитетов.


· Организация межмуниципального сотрудничества в сфере образования и в решении связанных с ним межотраслевых проблем (культуры, здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта и т.д.), а также в решении вопросов коммунального, транспортного и иного сервисного обеспечения образования и инфраструктуры детства.


На уровне образовательных учреждений


· Обеспечение участия общественности в управлении образовательными учреждениями путем создания управляющих, попечительских советов с привлечением в них представителей образовательного учреждения (педагогов и обучающихся), родителей, учредителей, местной общественности (бизнеса, науки, здравоохранения, культуры и т.п.). Наделение этих советов широкими управленческими полномочиями: по определению программ развития образовательных учреждений, содержания и организации в них образовательного процесса, решению кадровых вопросов, развертыванию хозяйственно-экономической деятельности и укреплению материально-технической базы, привлечению и использованию внебюджетных средств и др.


· Создание системы публичной отчетности о результатах деятельности образовательных учреждений (ежегодный публичный доклад образовательных учреждений, муниципалитетов, региональных органов управления образованием).


· Развитие современных форм ученического и студенческого самоуправления с широким привлечением его к решению вопросов содержания и организации образовательного процесса, жизнедеятельности образовательных учреждений, их социально-бытовых и культурно-досуговых проблем, к реализации задач развития гражданской активности, организации здорового образа жизни учащейся молодежи и др.


Подготовка управленческих кадров для образования


· Усиление управленческих структур в системе образования компетентными профессиональными кадрами путем введения института «менеджеров образования» не как должности, а как профессиональной квалификации.


· Организация целевой системы подготовки менеджеров образования. Разработка и внедрение соответствующих стандартов и программ подготовки в рамках второго высшего образования или в системе непрерывного дополнительного педагогического образования.


· Создание экономических предпосылок мотивации повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в частности при занятии административных должностей.


· Введение требования о необходимости наличия профессиональной квалификации «менеджер образования» в квалификационных характеристиках административно-управленческих кадров.


· Организация дополнительной менеджерской подготовки для ныне действующих руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на базе дополнительного педагогического образования.


^ Построение общероссийской системы оценки качества образования


Исходные позиции


Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования.


Существующие сегодня разрозненные, несистемные процедуры оценки качества образования, а также отсутствие комплексного анализа их результатов не позволяют получить достаточно полную и надежную информацию о текущем положении в системе образования, об имеющихся здесь достижениях и проблемах. В этих условиях создание общероссийской системы оценки качества образования обеспечит все заинтересованные группы общества объективной информацией о состоянии образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, на уровне учреждений образования. Кроме того, это позволит эффективно управлять качеством образования и корректировать проводимую образовательную политику.


Необходимые меры


· Создание в субъектах Российской Федерации структур, осуществляющих надзор в сфере образования и проводящих оценку качества образования на региональном уровне.


· Введение единого государственного экзамена на этапе государственной (итоговой) аттестации по установленным предметам и как один из вариантов расширения возможностей для поступления в учреждения высшего профессионального образования.


· Разработка и апробация независимых и объективных процедур оценки образовательных достижений учащихся по завершении обучения на ступенях начального и основного общего образования, а также по окончании бакалавриата.


· Формирование и развитие системы мониторинга качества образования, направленной на выявление динамики и тенденций развития российского образования в рамках международных, общероссийских и региональных обследований.


^ Нормативное правовое обеспечение инновационного развития образования


Исходные позиции


Существующая нормативная правовая база образования не способствует инновационному развитию российского образования на современном этапе, повышению его доступности, качества и эффективности, активной образовательной деятельности регионов, бизнеса, гражданского общества.


Необходимые меры


· Подготовка законопроектов, поправок в Закон Российской Федерации «Об образовании», постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию образовательной политики государства и инновационное развитие российского образования на современном этапе.


· Формирование процессов опережающего законотворчества и нормотворчества, стимулирующих инновационное развитие образования, повышение его доступности, качества и эффективности, активизацию образовательной деятельности регионов, бизнеса, гражданского общества.


· Обязательное проведение общественной и профессиональной экспертизы проектов законов и других нормативных правовых актов в сфере образования.


Конец формы

grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-alternativnie.html
grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnoj-sokrashennoj-formi-obucheniya-na-baze-visshegosrednego-obrazovanij.html
grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-mirovaya-ekonomika-kod.html
grafik-planovih-kontrolnih-proverok-na-ii-polugodie-2010-goda-stranica-2.html
grafik-povisheniya-kvalifikacii-i-professionalnoj-perepodgotovki-rukovoditelej-i-specialistov-oao-gazprom-na-2011-god.html
grafik-priema-akademicheskih-zadolzhennostej-po-kafedre-istoriya-i-filosofiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-11-proverka-i-taktika-sledstvennogo-osmotra-i-osvidetelstvovaniya-pokazanij-na-meste.html
  • grade.bystrickaya.ru/napravleniya-deyatelnosti-pnlf-feniks-lechebnij-fitocentr-feniks.html
  • lesson.bystrickaya.ru/socalna-rol-smert-v-upravlnn-susplstvom.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-zaklyuchenie-spisok-literaturi-str-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ananasnaya-voda-dlya-prekrasnoj-dami-stranica-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/veterani-divizii-kniga-posvyashena-boevomu-puti-71-j-gvardejskoj-strelkovoj-vitebskoj-ordena-lenina-krasnoznamennoj.html
  • urok.bystrickaya.ru/posvyashena-50-letiyu-poleta-cheloveka-v-kosmos.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzhej-hejli-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/puti-optimizacii-nalogovoj-sistemi-rossii.html
  • institut.bystrickaya.ru/standartnie-rezinotehnicheskie-izdeliya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskie-plani-obuchenie-monologicheskoj-rechi-na-urokah-anglijskogo-yazika.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennie-metodi-vvoda-modifikatorov-v-rasplavi-chuguna-i-stali.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-parlamenta-respubliki-severnaya-osetiya-alaniya-po-zashite-prav-i-svobod-cheloveka.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aurora-borealis-sbornik-stihov-i-prozi-minsk-stranica-12.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-diskinfo-annotaciya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/variant-4-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-271200-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya-vseh-form-obucheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-bezgranichna-kak-vselennaya-soyuz-prilozhenie-k-gazete-rossijskaya-gazeta-04022010.html
  • desk.bystrickaya.ru/olimpijskaya-geografiya-gosduma-rf-monitoring-smi-6-marta-2008-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/predostavleniya-svedenij-o-nachislennih-i-uplachennih-strahovih-vznosah-na-obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie-i-strahovom-stazhe-zastrahovannogo-lica-i-raschetov-po-stranica-51.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-strukturno-funkcionalnaya-organizaciya-i-perspektivi-razvitiya-nastolnih-pk.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radin-sergej-stranica-10.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-arhitekturnoe-nasledie-russkogo-zarubezhya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarii-razvitiya-korennih-malochislennih-narodov-severa-metodologicheskij-analiz.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspektirovanie-pervoistochnikov-kurs-3-semestr-5-programma-sostavlena-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri-psihologii.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-podgotovke-dokumentov-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-v-dissertacionnih-sovetah-pri-fgbou-vpo-rossijskij-gosudarstvennij-universitet-turizma-i-servisa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vipolnenie-rabot-po-remontu-podzemnih-pomeshenij-dlya-krupnogabaritnoj-tehniki-s-zamenoj-vorot-osi-12-16.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-proekte-reglamenta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-napisaniyu-vkr-po-pedagogike-rannego-vozrasta-specialnost-050704.html
  • znanie.bystrickaya.ru/agressiya-kak-socialno-psihologicheskij-fenomen-chast-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-tekushego-remonta-teplovozov-2te116-stranica-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-21osoznannoe-umiranie-issledovanie-osoznannogo-sushestvovaniya-i-osoznannogo-umiraniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/multimediya-po-ip-chast-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-x-tablici-uchebno-metodicheskij-kompleks-mezhdunarodnie-standarti-ucheta-i-finansovoj-otchetnosti-visshee-professionalnoe.html
  • credit.bystrickaya.ru/plenarnoe-zasedanie-mezhregionalnaya-konferenciya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9638-igrushki-i-ukrasheniya-elochnie-steklyannie-0110-elektroenergiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.