.RU

«Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Государственная академия профессиональной

переподготовки и повышения квалификации

руководящих работников и специалистов

инвестиционной сферы»

(ГОУ ДПО ГАСИС)





Спектор В.А., Хромушин Е.А.


методические основы управления

ИНВЕСТИЦИОННОЙ активностью

В регионе


Учебное пособие


Москва – 2008


^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Государственная академия профессиональной

переподготовки и повышения квалификации

руководящих работников и специалистов

инвестиционной сферы»

^ (ГОУ ДПО ГАСИС)





Спектор В.А., Хромушин Е.А.


методические основы УПРАВЛЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ активностью

В регионе


Учебное пособие


^ Москва – 2008



Спектор В.А.

д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и инвестирования ГОУ ДПО ГАСИС


^ Хромушин Е.А.

инженер-экономист



Методические основы управления инвестиционной активностью в регионе. Учебное пособие. М.: ГОУ ДПО ГАСИС, 2008 г., с. 49.


В учебном пособии рассмотрены теоретико-методологические основы управления инвестиционной активностью в субъектах Российской Федерации и в крупных городах, предусматривающие комплексный подход к проблеме, всесторонний учёт местных экономико-географических условий инвестиционной деятельности.


Учебное пособие одобрено Научно-методическим Советом ГОУ ДПО ГАСИС и рекомендовано для слушателей Академии, проходящих профессиональную переподготовку и повышение квалификации по направлению «Экономика и инвестирование».


Рецензент – к.э.н., доцент Мочалин Н.Н.


СОДЕРЖАНИЕ

Москва – 2008 2

Москва – 2008 3

ВВЕДЕНИЕ 6

1.Инвестиционная активность как определяющий фактор развития экономики 8

2.Принципы комплексного управления 26

инвестиционной активностью в регионах 26

3. Опыт управления инвестиционной активностью 41

в мировых мегаполисах 41

литература 51



ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие экономики России характеризуется новым этапом, определяющей задачей которого является вхождение в пятёрку наиболее развитых стран по размеру ВВП.

Успешное решение всего комплекса социально-экономических проблем непосредственно связано с инвестиционным обеспечением, требующим дальнейшего наращивания объёма инвестиций и повышения эффективности их использования. С опорой на инвестиции реализуются приоритетные национальные проекты развития агропромышленного комплекса, обеспечения населения доступным комфортным жильём, повышения уровня образования и здравоохранения.

Опыт реализации инвестиционных программ свидетельствует о необходимости учёта в них определённых ограничений роста инвестиций в части обеспеченности трудовыми ресурсами требуемой квалификации, наличными мощностями строительных организаций и их материально-технической базы и др. Серьёзные препятствия возникают в связи с задачами по охране окружающей среды, а также из-за ограниченности свободных земельных участков для строительства новых зданий и сооружений. Преодоление этих ограничений связано, как правило, с дополнительными затратами.

Самостоятельной проблемой роста инвестиционной активности является управление этим процессом в городском строительстве, что связано с неуклонным ростом доли населения, сосредоточенного в крупных городах. В настоящее время в России сложилось 16 городов с населением более 1 млн. человек. Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Омск, Пермь, Казань, Уфа, Ростов-на-Дону, Волгоград, Красноярск, Саратов, Воронеж. Решение жилищных и других социальных проблем в этих городах требует больших инвестиционных затрат. Наблюдается всё большая концентрация инвестиционных ресурсов в городах, особенно в крупных мегаполисах, что порождает дополнительные проблемы управления в них инвестиционной активностью корпоративных структур. Интенсивное развитие инвестиционной деятельности в крупных городах является мощным импульсом развития производительных сил в прилегающих районах. В свою очередь, освоение природных ресурсов регионов способствует активизации процессов наращивания производственного потенциала промышленных центров. Таким образом, определяется объективная необходимость комплексного исследования проблем активизации инвестиционной деятельности в единых территориальных рамках регионов, в качестве которых могут рассматриваться субъекты Российской Федерации, а также их части или административные округа. Рассмотрение инвестиций как обеспечивающего фактора развития экономики выдвигает в число актуальных проблем повышение в стране инвестиционной активности как необходимую предпосылку планомерного решения задач социально-экономического развития.
  1. ^ Инвестиционная активность как определяющий фактор развития экономики


Важнейшей проблемой современного этапа развития экономики России является поиск нового баланса приоритетов в решении задач социально-экономической политики. На первое место выходит задача обеспечения экономического роста за счёт увеличения объёма инвестиций, которые направляются в наращивание человеческого потенциала, в развитие инфраструктуры, а также в крупные прорывные проекты в высокотехнологичных отраслях экономики.

Одним из основных методологических принципов управления инвестиционной деятельностью, разработанных экономической наукой, является её всесторонняя ориентация на главные цели развития страны. Известно, что в течение ближайших 15-20 лет экономика России должна достичь уровня наиболее развитых в экономическом отношении стран. Очевидно, что решение этой задачи требует активизации инвестиционного процесса, т.е. наращивания объёма инвестиций, совершенствования их структуры (отраслевой, воспроизводственной, территориальной), ускорения оборота инвестиций на основе максимального (но сбалансированного) использования ресурсного потенциала. Такой подход к проблеме совершенствования управления инвестиционной деятельностью требует долее детального раскрытия его основных аспектов.

В советской экономической литературе термин «инвестиции» и производные от него не использовались для анализа процессов расширенного воспроизводства, т.к. инвестиции, как правило, отождествлялись с капитальными вложениями. В зарубежной литературе используются оба термина: и «инвестиции» и «капитальные вложения». Так, Д.Норткотт рассматривает капитальные вложения как статью в бюджете долгосрочных расходов. По его мнению, вопрос об источниках финансирования является неотъемлемой частью инвестиционных решений, а капитальные вложения тесно связаны с выбором инвестиционных проектов. Инвестиции, которые рассматриваются как капитальные вложения, предполагают строительство зданий, сооружений, приобретение и монтаж оборудования, необходимых предприятиям для достижения стратегических и оперативных целей, а также создания объектов социально-культурной сферы, обеспечивающих повышение качества жизни населения. Капитальные вложения подразумевают долгосрочное вложение средств в активы предприятий и организаций.

Советский учёный Т.С.Хачатуров дал следующее определение: «Под капитальными вложениями понимаются затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование». В Типовой методике определения экономической эффективности капитальные вложений, вышедшей в 1994 г., а также в ряде других отечественных методических рекомендаций инвестиции рассматривались не только как вложения в основные средства, но и как затраты в оборотные средства.

В развитие этого положения сложились затратный и ресурсный подходы к определению сущности инвестиций. Затратный подход предполагает рассмотрение инвестиций как затрат на простое и расширенное воспроизводство основных фондов. Основой ресурсного подхода стало выделение ресурсов как составной части инвестиций, которые рассматривались как финансовые средства, необходимые для воспроизводства основных фондов. Оба эти подхода имеют недостаток, связанный с нарушением единства, целостности инвестиционного процесса.

Современной трактовке понятия «инвестиции», с нашей точки зрения, отвечает следующее определение: «Вложения в основной капитал (основные средства производства) в запасы, а также в другие экономические объекты и процессы, требующие отвлечения материальных и денежных средств на продолжительное время, именуются инвестициями». В последние годы в работах российских учёных и в практической деятельности сложилось расширенное толкование инвестиций как вложение всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты предпринимательской деятельности и в социальную сферу, в результате которых формируется прибыль (доход) и (или) достигается социальный эффект.

Наиболее приемлемыми являются определения, изложенные в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в редакции от 02.01.2000 г., № 22-ФЗ. Согласно этому закону, инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе, имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, а инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. «Капитальные вложения» – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе, затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

В качестве источников инвестиционных ресурсов используются:

  1. собственные финансовые средства предприятий (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения за ущерб и т.п.);

  2. иные виды активов хозяйствующих субъектов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.);

  3. привлечённые средства (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами);

  4. ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

  5. иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий;

  6. прямые капитальные вложения (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц);

  7. различные формы заёмных средств (кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных и национальных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и других институциональных инвесторов, векселя и другие средства.

В таблице 1 приведены данные, характеризующие объём и структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, сложившиеся в 2006 г.

Таблица 1

^ Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в 2006 г.


^ Источники финансирования

Млрд. руб.

Доля в общем

объёме, %

Инвестиции в основной капитал, всего

в том числе:

3801,7

100

1. Собственные средства

из них

1598,7

42,1

– прибыль

757,5

19,9

– амортизация

726,5

19,1

^ 2. Привлечённые средства

из них

2203,0

57,9

– кредиты банков

из них

363,6

9,6

кредиты иностранных банков

59,2

1,6

– заёмные средства других организаций

227,0

6,0

– бюджетные средства (средства консолидированного бюджета)

в том числе:

769,3

20,2

а) федерального бюджета

266,8

7,0

б) бюджетов субъектов РФ

446,9

11,8

– средства внебюджетных фондов

19,8

0,5

– прочие

823,3

21,6


Их анализ свидетельствует о том, что основными источниками средств для финансирования инвестиций являются в настоящее время собственные ресурсы предприятий и коммерческие кредиты банков. Важным фактором роста инвестиционной активности в стране остаются бюджетные средства. Именно на этих источниках должно сосредотачиваться внимание администраций регионов и городов, поставивших себе цель повышения инвестиционной активности.

В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инвестиций чрезвычайно актуальной становится концепция «города – предпринимателя», в соответствии с которой в Москве разработана и применяется новая система финансового обеспечения строительных программ, основанная на внебюджетном планировании инвестиций. По оценке специалистов Евроситис (организации, объединяющей 86 городов Европы), «город – предприниматель» – это город, который проявляет активность, способен мобилизовать местные экономические, интеллектуальные, социальные ресурсы и предпосылки, разработать на этой основе чёткую стратегию экономического развития. Главная цель «города – предпринимателя» состоит в усилении его экономической конкурентоспособности. Для этого города должны стремиться к развитию следующих характеристик:

Сбережения населения, образующие основу долгосрочных инвестиций во всём мире, в России крайне низки. Ситуацию могут изменить только инвесторы, которые ориентируются на огромные потенциальные возможности российского рынка. Проведённый анализ свидетельствует о том, что реальный рост отечественной экономики в последние годы основывается на успехах средних компаний, выручка которых увеличивается почти в 2 раза быстрее, чем по экономике в целом. Одним из источников привлечения финансовых ресурсов для расширения деятельности средних предприятий традиционно был банковский сектор. Для того чтобы сделать качественный рывок в своем развитии, средним компаниям необходим инвестиционный кредит, по масштабам сопоставимый с размером их маржинального дохода (около 200 –500 млн. руб.). Для предоставления займов в таком объёме требуется использование методов проектного финансирования. К сожалению, развитие этого сегмента кредитного рынка пока не слишком активно продвигается российскими банками.

Для привлечения денежных ресурсов средним бизнесом на открытом рынке капитала наиболее приемлемым вариантом является выпуск вексельных займов. Организация вексельного займа гораздо проще, чем облигационного: он не требует регистрации в ФСФР России, его подготовка не занимает много времени и нет необходимости в биржевом обращении.

На рынке капитала существует закономерность: чем крупнее компания, тем больше в её портфеле солидных инвесторов. А средние предприятия-векселедатели пользуются повышенным интересом у физических лиц, который обусловлен тем, что, во-первых, небольшая компания более понятна для частного инвестора, а, во-вторых, вложения в фирмы средних размеров более рискованны, поэтому они вынуждены привлекать деньги под больший процент, который обеспечивает более высокую доходность по векселям.

Ещё одним инструментом привлечения денежных ресурсов для средних компаний стал Сектор инновационных и растущих компаний (ИРК), созданный на Московской межбанковской валютной бирже. В него могут быть включены акции, корпоративные облигации и паи ПИФов. Капитализация компаний, входящих в Сектор ИРК, должна составлять не менее 100 млн. руб., но при этом не превышать 5 млрд. руб. Основным преимуществом Сектора ИРК для средних компаний является возможность быть замеченным инвесторами и получить финансирование со стороны широкого круга владельцев крупных денежных средств, начиная от венчурных Фондов и фондов прямых инвестиций и заканчивая розничными инвесторами. Следует отметить, что ключевым фактором привлечения инвестиций в средние компании служит внятная стратегия роста. Её важнейшие признаки – наличие ясной и конкретной стратегической идеи.

Анализ территориальной структуры инвестиций указывает на то, что инвестиционная деятельность в России в значительной части сосредоточена в крупных городах, перечень которых приведён в таблице 2.

В развитии инвестиций представляется возможным выделить несколько последовательных этапов. Первый этап включает анализ сложившегося производственно-экономического потенциала региона. Второй этап предполагает использование благоприятного инвестиционного климата для повышения инвестиционной привлекательности страны, региона, города путём широкого распространения информации о созданных стимулах для инвесторов с использованием различных рейтинговых оценок, форумов, выставок и других способах доведения информации до предпринимательского сообщества. Вместе с тем, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность – это, по существу, лишь необходимые предпосылки для решения задач развития экономики, требующих инвестиционных затрат. Реальные результаты двух первых этапов развития инвестиционного процесса проявляются в росте объёмов привлечённых инвестиций, в принятии конкретных инвестиционных проектов. Этот третий этап рассматривается как инвестиционная активность, величина которой зависит от совокупного потенциала той территории, где предусматривается развитие инвестиционной деятельности. Наиболее доступной характеристикой инвестиционной активности, обеспеченной необходимой статистической информацией, является отношение фактического объёма инвестиций в основной капитал за год

Таблица 2


^ Численность населения в крупных городах (по состоянию на 01.01.2007 г.)*


Города

Население,

тыс. чел.

Субъект Федерации,

в состав которого входит город

^ I. Более 1 миллиона человек:

1.

Москва

10 442,7




2.

Санкт-Петербург

4 571,2




3.

Новосибирск

1 391,9

Новосибирская обл.

4.

Екатеринбург

1 315,1

Свердловская обл.

5.

Нижний Новгород

1 278,3

Нижегородская обл.

6.

Самара

1 139,0

Самарская обл.

7.

Омск

1 134,7

Омская обл.

8.

Казань

1 116,0

Республика Татарстан

9.

Челябинск

1 091,5

Челябинская обл.

10.

Ростов-на-Дону

1 051,6

Ростовская обл.

11.

Уфа

1 022,6

Республика Башкортостан

^ II. От 500 тысяч до 1 миллиона человек:

1.

Пермь

990,2

Пермский край

2.

Волгоград

986,3

Волгоградская обл.

3.

Красноярск

927,2

Красноярский край

4.

Саратов

841,4

Саратовская обл.

5.

Воронеж

840,7

Воронежская обл.

6.

Краснодар

709,0

Краснодарский край

7.

Тольятти

705,3

Самарская обл.

8.

Ижевск

615,7

Республика Удмуртия

9.

Ульяновск

611,7

Ульяновская обл.

10.

Ярославль

604,0

Ярославская обл.

11.

Барнаул

600,1

Алтайский край

12.

Владивосток

580,8

Приморский край

13.

Хабаровск

577,4

Хабаровский край

14.

Иркутск

575,9

Иркутская обл.

15.

Новокузнецк

560,9

Кемеровская обл.

16.

Тюмень

549,9

Тюменская обл.

17.

Оренбург

529,6

Оренбургская обл.

18.

Кемерово

519,8

Кемеровская обл.

19.

Рязань

512,2

Рязанская обл.

20.

Пенза

509,2

Пензенская обл.

21.

Набережные Челны

506,4

Республика Татарстан

22.

Тула

504,0

Тульская обл.

23.

Липецк

502,6

Липецкая обл.

24.

Астрахань

500,2

Астраханская обл.


* По данным российского статистического ежегодника за 2007 г.

к среднегодовой численности населения, а годовой индекс роста этого показателя можно рассматривать как выражение процесса повышения инвестиционной активности. Оба эти показателя целесообразно использовать в качестве инструментов управления инвестиционной деятельностью. Четвёртый этап развития инвестиционного процесса характеризуется становлением рынка недвижимости, на котором происходит реализация продукта инвестиционно-строительной деятельности конечным потребителям и формируются рыночные цены.

В таблице 3 приведены данные, характеризующие динамику показателя инвестиционной активности по стране за период 2000-2006 гг.

Таблица 3

^ Динамика показателя инвестиционной активности

(расчёт по данным Российского статистического ежегодника за 2007 г.)


Показатели

Годы

2000

2002

2004

2006

Показатель инвестиционной активности, руб./чел.

7 965

9 690

15 500

15 660

Рост показателя инвестиционной активности, % к 2000 г.

100

122

195

197


Как видно из приведённых данных, показатель инвестиционной активности вырос за рассматриваемый период в 2 раза. В расчёте учитывался рост цен на строительную продукцию за рассматриваемый период, а также изменение численности населения.

Инвестиции реализуются в общественно полезный продукт в ходе строительного процесса, который неразрывно связан с территорией, где он осуществляется. Исходя из этого, проблемы управления инвестиционной активностью должны исследоваться с учётом особенностей отдельных регионов. Под регионом принято понимать часть территории страны, обладающую общностью социально-экономических, национально-культурных и природных условий. В России чаще всего регионы формируются по следующим основным признакам:

Границы региона не обязательно совпадают с границами субъектов Федерации – как правило, он объединяет территории нескольких субъектов. На территории субъектов Федерации существует внутреннее административное деление в форме муниципальных образований, среди которых, с позиций темы данного исследования, особое место занимают крупные города с примыкающими к ним районами. При изучении проблем управления инвестиционной активности такие образования целесообразно рассматривать как узлы сосредоточенного строительства с единым координационным центром в системе местной администрации.

Для целей рационального управления инвестиционной активностью целесообразно использовать группировку регионов по следующим признакам:

В ряде случаев на территории регионов создаются свободные экономические зоны, для которых характерно поощрение определённых видов деятельности на основе либерализации инвестиционного климата. Следует отметить, что наличие только одних льгот не является достаточным стимулом для привлечения капитала. Важно наличие таких составляющих инвестиционного климата как политическая и экономическая стабильность, достаточный уровень развития инфраструктуры и др. Возведение объектов инфраструктуры, соответствующих мировому уровню, требует огромных инвестиционных затрат. В среднем, для нормального обустройства территории в 1 кв. км свободной таможенной зоны требуется 10-15 млн. долларов, а для экспортно-производственной зоны – 40-45 млн. долларов.

В крупные города инвестиции привлекают следующие факторы:

Важное влияние на инвестиционный климат оказывает государственная политика в отношении иностранных и национальных инвесторов, участие страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, степень и методы государственного вмешательства в экономику, эффективность работы государственного аппарата и др.

Неблагоприятное влияние на инвестиционный климат в регионах и городах оказывают следующие факторы:

Перечисленные причины приводят к повышению рисков в инвестиционной деятельности.

В условиях огромного разнообразия экономико-географических и природных условий в России инвестиционный климат складывается в результате совместных действий федеральной и региональных ветвей государственной власти. При этом региональный аспект данного процесса требует особого внимания. Инвестиционный климат представляется достаточно устойчивой характеристикой города, региона, которая сложилась в предшествующие годы, и не может быть одномоментно улучшена решением властных структур. Улучшение инвестиционного климата требует значительных усилий и капитальных затрат, направленных на обеспечение инвестиционной привлекательности. Мероприятия, проводимые в этих целях, могут включать:

В соответствии с требованиями экономики целесообразно развивать инновационную базу городов (конструкторские бюро, проектные научные организации, высшие учебные заведения, компьютерные и информационные центры, центры связи и финансовых услуг, юридические и патентные службы, технопарки и бизнес-инкубаторы), рассчитанные на создание условий для индивидуальной деятельности наиболее квалифицированных специалистов.

Осуществление рассмотренного комплекса мероприятий будет способствовать созданию у региона имиджа инвестиционной привлекательности, последовательному улучшению в нём инвестиционного климата и созданию необходимых предпосылок для повышения инвестиционной активности.

Процесс федерализации страны связан с рассмотрением регионов как субъектов экономических отношений в инвестиционной деятельности, носителей собственных экономических интересов. Это предполагает исследование проблем управления инвестиционной активностью в разрезе регионов, которые рассматриваются как многофункциональные социально-экономические открытые системы, имеющие с внешней средой прямые и обратные связи. В современных исследованиях проблем управления инвестициями получили распространение четыре концептуальные модели: регион–квазигосударство, регион–квазикорпорация, регион–рынок и регион–социум.

Концепция изучения региона как квазигосударства предполагает его рассмотрение в качестве обособленной подсистемы национальной экономики. Для современного этапа развития Российской Федерации был характерен процесс сосредоточения предметов ведения в федеральном центре, концентрации в нём основной части бюджетных доходов с последующим распределением средств, в том числе инвестиций, по регионам. Это, с одной стороны, позволяло сосредотачивать ресурсы на главных направлениях развития, а с другой – вело к уменьшению экономической самостоятельности регионов. Следует отметить, что новый социальный курс экономического развития России предусматривает, в частности, пересмотр указанной тенденции в сторону расширения прав регионов в управлении инвестиционной деятельностью в сочетании с повышением ответственности за её результаты.

При подходе к региону как к квазикорпорации он характеризуется совокупностью объектов региональной (государственной) и муниципальной собственности. Необходимо отметить, что муниципальная собственность официально отделена от государственной и находится в распоряжении органов местного самоуправления, выступающих от лица муниципальных образований. Такая структура собственности определяет особенности управления инвестиционной активностью в регионах, которое сосредотачивается, главным образом, на реализации национальных приоритетных проектов строительства жилья (включая объекты ЖКХ), объектов сельского хозяйства, здравоохранения и образования, а также на решении других местных проблем.

На практике формально независимое местное самоуправление подчиняется региональным властям, что, в первую очередь, объясняется финансовой зависимостью, выражающейся в межбюджетных отношениях муниципальных образований и субъекта Федерации, на территории которого они расположены.

Как квазикорпорация регион взаимодействует с федеральным центром, национальными и транснациональными компаниями, становится участником конкурентной борьбы на инвестиционном рынке. От результатов этой борьбы во многом зависит размещение объектов инвестирования в производственной сфере, размещение офисов крупных компаний, появление новых рабочих мест, поступление налогов и т.д. Анализ показывает, что регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для повышения в них инвестиционной активности, для саморазвития.

При рассмотрении региона как рынка, очерченного определёнными границами, необходимо обратить внимание на общие условия инвестиционной деятельности в пределах его территории, включающие порядок выделения земельных участков под новое строительство, методы регулирования естественных монополий и т.п.

Подход к региону как к социуму, т.е. общности людей, проживающих на его территории, предполагает координацию инвестиционной деятельности с задачами развития жилищной сферы, здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, воспроизводства населения и трудовых ресурсов.

С нашей точки зрения, рациональное управление процессом повышения инвестиционной активности в регионах и в муниципальных образованиях должен основываться на синтезе всех перечисленных моделей в комплексную модель, учитывающую все их основные аспекты. Инвестиционные процессы, происходящие на местах, позволяют применять для их изучения как макроэкономические, так и микроэкономические теории. Неокейнсианские принципы применимы при использовании модели «регион как государство». Моделям «регион–квазикорпорация» и «регион–рынок» больше соответствует теория и методология микроэкономического анализа.

Процесс повышения инвестиционной активности в регионах развивается неравномерно. Динамика этого показателя в разрезе федеральных округов представлена в таблице 4. Из приведённых данных видно, что рост инвестиционной активности в регионах шёл неравномерно. Основными факторами, вызвавшими эту неравномерность, явились существенные различия между регионами в стартовых уровнях развития производительных сил и социальной инфраструктуры, в структуре отраслей экономики, в которые преимущественно направлялись инвестиции и др. Выборочный анализ свидетельствует также о том, что социально-экономическое развитие регионов тормозилось отрицательной динамикой численности населения.


Таблица 4

^ Динамика показателя инвестиционной активности по Федеральным округам России





Годы

2001

2002

2004

2006

Рост 2006/2001,

в %

Центральный

9 150

10 167

14 278

17 142

187

Северо-Западный

11 840

12 565

18 176

25 312

214

Южный

7 363

7 218

8 091

10 494

143

Приволжский

8 494

8 352

10 502

13 795

162

Уральский

26 540

27 417

30 347

34 968

132

Сибирский

6 645

6 607

8 974

12 479

188

Дальневосточный

12 550

14 986

22 845

26 619

213


В городах существенную роль в формировании объёма инвестиций играет жилищное строительство. Важным фактором, влияющим на инвестиционное обеспечение строительства жилья, являются денежные доходы населения и структура их использования, а также базовый уровень обеспеченности населения жилищным фондом. Доходы населения, анализ которых позволяет прогнозировать инвестиционную активность населения в жилищное строительство, могут учитываться в форме среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, с использованием показателей социального обеспечения и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. Существенное значение имеет состав денежных доходов, структура располагаемого дохода домашних хозяйств и структура его использования, а также численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В таблице 5 приведены данные о среднедушевых месячных доходах населения по федеральным округам Российской Федерации и доля денежных доходов, направленных на приобретение недвижимости (в основном, жилья), которые дают представление о потенциале инвестиционной активности населения в сфере жилищного строительства (по данным за 2006 г.).


Таблица 5

^ Потенциал инвестиционной активности населения в сфере жилищного строительства





^ Среднедушевые денежные доходы населения, руб./мес.

Доля денежных доходов, направленных на приобретение недвижимости, %

^ Российская Федерация

10 182,6

3,3

Центральный Федеральный округ

13 879,8

5,8

Северо-Западный Федеральный округ

10 952,9

3,2

Южный Федеральный округ

6 803,8

1,3

Приволжский Федеральный округ

7 989,2

1,6

Уральский Федеральный округ

12 038,3

1,8

Сибирский Федеральный округ

8 282,7

1,8

Дальневосточный Федеральный округ

11 105,4

2,1


Перспективы развития жилищного строительства во многом зависят от эффективности использования на местах экономических и административных инструментов управления инвестиционной активностью: развитием ипотечного кредитования, формирования рынка недвижимости. Значительное влияние на инвестиционную активность оказывает наличие в городах мощностей строительных организаций и их производственной базы.
  1. ^ Принципы комплексного управления
инвестиционной активностью в регионах

Комплексное управление инвестиционной активностью предполагает параллельное развитие инвестиционной деятельности по двум главным взаимосвязанным направлениям: наращивание производственного потенциала региона и развитие в нём социальной сферы.

Обязательным элементом комплексного подхода к управлению инвестиционной активностью является отражение в принимаемых управленческих решениях экономико-географических и природно-климатических условий осуществления в регионах инвестиционно-строительной деятельности. Это требование определяется огромными различиями в уровне транспортной освоенности регионов, наличием разведанных запасов полезных ископаемых, в уровне обеспеченности трудовыми ресурсами и др. Различия в природно-климатических условиях определяются различиями расчётных зимних температур, расчётных снеговых и ветровых нагрузок, расчётной сейсмичностью территорий и других параметров, вытекающих из действующей нормативной базы строительного проектирования.

Возможности местной администрации в наращивании инвестиционной активности непосредственно зависит от уровня экономического развития региона, муниципального образования, от развития промышленно-производственной сферы, которая является основным источником поступления финансовых ресурсов в региональный бюджет и внебюджетные фонды. Как показывает анализ, результативность усилий местных властей по управлению инвестиционной активностью в значительной мере ограничиваются нечёткостью юридических и финансовых взаимоотношений федерального центра с субъектами Российской Федерации, неясным статусом местного самоуправления, его полной финансовой зависимостью от регулируемых поступлений из федерального бюджета. Ситуация осложняется тем, что большинству городов досталась от советского периода отсталая система жилищно-коммунального хозяйства, не рассчитанная на рыночные экономические отношения.

Анализ результатов выполненных исследований по данной проблеме свидетельствует о сложности построения единого индекса, который отражал бы общее качество развития хозяйства региона или его отдельных подсистем. Поэтому для оценки качества функционирования хозяйства и правильности выбранных направлений его развития целесообразно использовать систему следующих показателей:

В совокупности экономических показателей выделяются следующие формы оценок уровня развития экономики региона:

При проведении анализа в состав городской недвижимости включаются земельные участки; участки с подземными инженерными коммуникациями и сооружениями (метрополитен, подземные переходы и хранилища и др.); здания и сооружения; городские леса и многолетние насаждения; обособленные водные объекты; имущественные комплексы предприятий и организаций, ландшафты и культурно-исторических охранных зон и памятников. Для оценки недвижимости разработано 12 основных методов, которые можно систематизировать по трём группа:

  1. Нормативные (затратные) методы.

    1. Нормативный метод обеспечивается различными нормативными документами федерального и муниципального уровня.

    2. Метод балансовой стоимости, при использовании которого в состав оцениваемого имущества по данным его баланса нормативно включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, финансовые активы.

    3. Метод индексированной балансовой стоимости, при котором отдельные статьи баланса пересчитываются в соответствии с нормативно заданными индексами.

    4. Метод восстановительной стоимости, который предполагает пересчёт всех видов затрат на воссоздание объекта в ценах текущего периода.

  2. Сравнительные аналоговые методы.

2.1. Метод восстановительной стоимости по аналогу предусматривает подбор для оцениваемого объекта аналога, созданного в последние годы.

2.2. Метод сравнения оцениваемого объекта недвижимости с ценовой информацией о состоявшихся в текущем году сделках по аналогичным объектам. Этот метод позволяет получить наиболее реальную рыночную оценку.

2.3. Метод инвестиций используется при сравнении оцениваемого объекта с объектами–аналогами, по которым имеется информация об их доходности при сдаче в аренду.

3. Доходные и комбинированные методы.

3.1. Метод капитализации прибыли используется для коммерческих объектов недвижимости, арендуемых нанимателями с целью извлечения прибыли. При этом размер арендной ставки устанавливается с учётом предполагаемой прибыли.

3.2. Метод приведённого чистого дохода, применяется для оценки предприятий. Особенность метода: учёт динамики формирования прибыли; дисконтированные потоки доходов и расходов суммируются по годам.

3.3. Метод подрядчика используется для оценки объектов недвижимости, по которым отсутствует необходимая информация о рыночных сделках. Стоимость объекта определяется как сумма стоимости земельного участка, на котором он расположен, и стоимости зданий и сооружений, входящих в его состав.

3.4. Метод остатка, при применении которого оценочная стоимость объекта недвижимости определяется как сумма стоимости здания, сооружения, включая инвестиции в проектирование и строительство, но без затрат на приобретение земельного участка.

3.5. Метод предпринимательской оценки, в соответствии с которым предварительно определяется наибольшая из двух величин: чистого приведённого дохода от будущего коммерческого использования объекта и возможной выручки от распродажи его имущества. Затем производится её сопоставление с затратами на восстановление объекта, и предпринимательская оценка определяется как минимальная из двух величин: затрат на восстановление объекта и максимума чистого дисконтированного дохода (максимума выручки от распродажи имущественного комплекса).

Для оценки сложившейся в базовом периоде городской инфраструктуры и потребности в инвестициях на её развитие используются различные подходы. Оценка может производиться по затратам на создание всей системы, либо по эксплуатационным затратам, которые вычисляются по некоторым удельным затратам на обслуживание систем.

Оценка полной стоимости сложившейся инфраструктуры производится с применением вышерассмотренных методов. Вновь создаваемые элементы инфраструктуры оцениваются методами, применяемыми при оценке инвестиционных проектов. Для существующих объектов городской инфраструктуры единовременные и текущие затраты, как правило, известны, но требуют корректировки в связи с изменившимися экономическими условиями.

Так, например, при определении затрат на эксплуатацию городского пассажирского транспорта могут использоваться плановые затраты по каждому маршруту по стоимости одного рейса. Стоимость маршрута определяется суммированием по всем рейсам, затем суммируются стоимости по всем маршрутам отдельных парков, а затем – по всем паркам с учётом накладных расходов. Важным аспектом эксплуатации городского общественного транспорта является система распределения дотаций из муниципального бюджета, для обоснования которой могут использоваться следующие показатели:

  1. Затраты – себестоимость машино-часа, себестоимость перевозки одного пассажира, расход энергии на перевозку одного пассажира.

  2. Производительность труда – количество машино-часов на одного работающего, число пассажиров на час рабочего времени и др.

  3. Эффективность использования подвижного состава – годовой пробег, годовое количество часов работы.

  4. Эффективность перевозок пассажиров – доходы за час работы, количество пассажиров за час работы.

  5. Качество обслуживания – интервал движения, процент соблюдения графика движения, чистота салонов и др.

  6. Экономические показатели – доход (убытки) на пассажиро-километр.

Оценка эффективности инвестиционных проектов развития хозяйства регионов, наряду с общепринятыми показателями (чистый дисконтированный доход, рентабельность инвестиций, внутренняя норма доходности, срок окупаемости инвестиций), включает показатели, отражающие местные интересы [32, 48]. Оценка валового регионального продукта является обобщённым показателем развития региона. Для оценки благосостояния граждан принято использовать величину валового регионального продукта на душу населения. Вместе с тем, не следует считать валовый продукт показателем, учитывающим все факторы. В частности, оборот подержанных товаров на вторичном рынке (автомобили и пр.) ничего не добавляет к произведённым материальным ценностям. Основной недостаток показателя валового продукта состоит в том, что он не отражает происходящих в регионе изменений социальных условий.

Оценка производительности труда в хозяйстве характеризуется выпуском продукции за один человеко-час, т.е. непосредственно связана с величиной валового регионального продукта. Расчёт показателя производительности труда в целом по региону практически невозможен, т.к. нет методики его определения у работников государственного аппарата, у учёных, врачей и др. категорий населения.

Оценка местной финансово-бюджетной системы, в первую очередь, предполагает оценку бюджетной политики в регионе как определяющего фактора развития территории и формирования доходной части бюджета. Методы оценки доходной части бюджета в зависимости от принимаемых решений местной администрацией, являются узловой проблемой управления инвестиционной активность.

Одним из важнейших аспектов проблемы комплексного управления инвестиционной активностью в регионе является её нацеленность на развитие социальной сферы, которая охватывает жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, общественную безопасность, бытовое обслуживание, организацию досуга и отдыха, а также занятость, уровень доходо.

Управление инвестиционной активностью, в основном, нацелено на развитие жилищного фонда и его коммунальной инфраструктуры, на развитие социальной сферы, включая детские дошкольные учреждения, учреждения общего, начального и среднего профессионального образования, организации по оказанию лечебно-профилактической помощи населению, объекты культуры и отдыха, спорта, на развитие городского транспорта и предприятий по оказанию населению бытовых услуг, объектов торговли и общественного питания.

Для характеристики жилищных условий населения наиболее распространёнными показателями являются общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, средний размер одной квартиры, удельный вес семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жильё, в общем числе семей. Для управления инвестиционной деятельностью в жилищной сфере весьма важна оценка удельного веса ветхого и аварийного жилья в общей площади всего жилищного фонда, удельного веса жилья, оборудованного водопроводом, канализацией, отоплением, газом. Результаты инвестиционной активности в ЖКХ находят отражение в росте числа семей, получивших жильё и улучшивших жилищные условия, в количестве проданных населению жилых помещений, их общей площади и стоимости. В качестве дополнительных характеристик жилищных условий в городе используются показатели ценности жилых территорий в отношении природного и архитектурного ландшафта, удалённости от места работы и др.

В таблице 6 приведены данные, характеризующие уровень обеспеченности населения жильём в федеральных округах России.

Таблица 6

^ Обеспеченность населения жилищным фондом в 2006 г.


Федеральные округа

Площадь жилых помещений на 1 жителя (кв. м)

^ Российская Федерация

21,1

Центральный федеральный округ

23,0

^ Северо-Западный федеральный округ

23,2

Южный федеральный округ

18,7

^ Приволжский федеральный округ

21,0

Уральский федеральный округ

20,4

^ Сибирский федеральный округ

19,9

Дальневосточный федеральный округ

20,4


Проблема занятости населения в городе, анализ которой позволяет ориентироваться в размерах инвестиций на развитие производственной сферы, особенно в области малого и среднего бизнеса, может быть охарактеризована показателями численности экономически активного населения, занятых и безработных, половозрастной структурой занятых и безработных, средней продолжительностью поиска работы безработными по возрастным группам, численностью незанятого населения, состоящего на учёте в органах государственной службы занятости. Соответствующие показатели приведена в таблице 7.

Таблица 7

^ Численность экономически активного населения, занятых и безработных (тыс. чел.)


^ Федеральные округа

Численность экономически активного населения – всего

В том числе

^ Уровень безработицы, %

Занятые в экономике

Безработные

^ Российская Федерация

2001

71 547

65 130

6 417

9,0

2006

74 146

68 834

5 312

7,2

Центральный федеральный округ

2001

19 375

18 210

1 165

6,0

2006

19 859

19 053

806

4,1

Северо-Западный федеральный округ

2001

7 346

6 789

557

7,6

2006

7 581

7 203

379

5,0

Южный федеральный округ

2001

9 872

8 500

1 372

13,9

2006

10 891

9 401

1 490

13,7

Приволжский федеральный округ

2001

15 531

14 225

1 306

8,4

2006

15 798

14 769

1 028

6,5

Уральский федеральный округ

2001

6 215

5 642

573

9,2

2006

6 538

6 093

445

6,8

Сибирский федеральный округ

2001

9 694

8 602

1 093

11,3

2006

9 984

9 081

903

9,0

Дальневосточный федеральный округ

2001

3 513

3 155

358

10,2

2006

3 496

3 234

262

7,5

gosudarstvo-i-formirovanie-apparata-upravleniya-florya-b-n-issledovaniya-po-istorii-cerkvi-drevnerusskoe-i-slavyanskoe.html
gosudarstvo-i-grazhdanskoe-obshestvo.html
gosudarstvo-i-nravstvennost-predislovie.html
gosudarstvo-i-pravo-12009-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2009-2010-gg.html
gosudarstvo-i-pravo-5-2011-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2011-godu.html
gosudarstvo-i-pravo-byulleten-novoj-literaturi-postupivshej-v-fond-nauchnoj-biblioteki-chgpu.html
  • reading.bystrickaya.ru/malenkie-bogi-melkie-bogi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-17-08-2006g-834-ob-itogah-vserossijskogo-zaklyuchitelnogo-festivalya-rossijskaya-studencheskaya-vesna-v-2006-godu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-teme-proekt.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/valovoj-nacionalnij-produkt-chast-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-pri-postuplenii-8-kontaktnaya-informaciya-10-usloviya-osushestvleniya-obrazovatelnogo-processa-11-rezhim-raboti-11-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sahalin-enerdzhi-investment-kompani-ltd.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osoblivost-nformacjnogo-zabezpechennya-organv-vnutrshnh-sprav-ta-shlyahi-jogo-optimzac.html
  • bystrickaya.ru/voennaya-topografiya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-1425-ot-28-oktyabrya-2009g-oprovedenii-viii-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-informacionnie-i-upravlencheskie-tehnologii-v-zdravoohranenii-12-prikaz-stranica-22.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-kak-list-letyashij-nad-bezdnoyu-ya-padayu-v-neizvestnoe8-prosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-vegetativnoj-nervnoj-sistemi-na-techenie-zabolevanij-gortani-aktualnie-voprosi-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/chernaya-metallurgiya-mira.html
  • lecture.bystrickaya.ru/75-otvetov-k-gosu-kafedri-teoriya-i-praktika-upravleniya-ugtu-upi-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-nauchno-issledovatelskij-seminar-aktualnie-problemi-regulirovaniya-mezhdunarodnoj-torgovli-energiej-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-docent.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-diana-setterfild-vpervie-na-russkom-trinadcataya-skazka-stranica-30.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushestvennimi-nedostatkami-pri-vipolnenii-zadaniya-s-yavlyayutsya-sleduyushie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akt-o-pravah-cheloveka-1998-goda-rukovodstvo-dlya-departamentov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-mezhdunarodnie-valyutno-kreditnie-otnosheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-predgovor-km-blgarskoto-izdanie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/privikayu-k-mirnoj-zhizni-kniga-polna-yumora-vnej-net-nepravdi-vnej-ne-priukrashivaetsya-sobstvennaya-zhizn-i-zhizn-voobshe.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-tehnicheskiespecifikacii-elementovsistem-i.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-r14-metodi-radiofizicheskih-izmerenij-po-napravleniyu-011800-radiofizika-nizhnij-novgorod-2011-g.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kompetenciya-organov-valyutnogo-kontrolya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vsem-znakomo-radostnoe-chuvstvo-ohvativayushee-cheloveka-pri-priblizhenii-prazdnika-stoit-tolko-zastuchat-tamtamu-zazvuchat-svyashennim-flejtam-ili-zagremet-na-u-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-promishlennoj-bezopasnosti-neftebaz-i-skladov-nefteproduktov-i-obshie-polozheniya-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-nauchnie-i-socialno-ekonomicheskie-problemi-ribolovstva-i-akvakulturi-obshenauchnij-cikl-bazovaya-chast.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-profilnogo-kursa-po-istorii-rossii-s-drevnejshih-vremen-po-xx-vek.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-zapadnih-fondov-v-razvitii-rossijskoj-nauki-rossijskaya-nauka-v-novih-usloviyah-rol-zarubezhnih-fondov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/42-rekomenduemie-programmnie-sredstva-i-kompyuternie-sistemi-obucheniya-i-kontrolya-znanij-studentov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-osnovi-informacionnoj-deyatelnosti-vracha-s-ispolzovaniem-inostrannogo-yazika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antisovetskie-zagovori-i-myatezhi-pravda-o-vragah-naroda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-riskami-v-kommercheskih-bankah-chast-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-stimulirovanie-investicij-v-rossii.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-sushnost-i-znachenie-zakupochnoj-raboti-poryadok-zaklyucheniya-dogovora-postavki-ego-soderzhanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.