Гостеприимство и моральный облик черкешенок - Н. Н. Гарунова Еще раз к вопросу о формировании историко-археологической
.RU

Гостеприимство и моральный облик черкешенок - Н. Н. Гарунова Еще раз к вопросу о формировании историко-археологической


Гостеприимство и моральный облик черкешенок

глазами европейцев XVII-XVIII веков


Каждому из жителей нашей родины известно о гостеприимстве народов Кавказа, но не все задумываются о том, как принимали гостя много веков назад? Какая роль в этом отводилась женщине? Каким образом она вела себя?

У черкесов гость был на первом месте, об этом упоминал не один европеец, побывавший в Черкессии. Конечно, каждый из них по своему воспринимал это особое отношение к себе: кто-то восхищался, кто-то протестовал в силу своего менталитета и воспитания, потому что черкешенки вели себя не так как европейские женщины того времени, но при этом не походили в своём поведении на красавиц востока. Да, они были покорны и услужливы как японские гейши, но недоступны, так как существовали определённые моральные нормы. Ведь в 17-18 вв., черкесы были еще не слишком сильно исламизированы и их поведение и традиции, в том числе касающийся женщины, её положения в обществе, отличались от Востока и совсем не относились к Западу.

Учитывая современные сведения о женщинах того времени, этот образ создавался тщательно ещё с детства - это корсет, который одевался в 10-12 лет, для тонкой талии; ещё мало давали еды чтобы юная красавица не поправлялась; для бледности старались не находиться на солнце.

Известный государственный деятель Нидерландов голландец по происхождению, Николай Витсен будучи в России писал о черкесах следующее: « Считают, что среди них можно встретить красивейших людей в мире. Они очень гостеприимны, разумны и приветливы, женщины трудолюбивы и много работают, очень хорошо вышивают платья, седла, колчаны и т.д. ….Черкесские женщины носят на голове сзади надутый пузырь, круглый как голова, так что кажется словно у них две головы; это имеет у них особое значение. Девушки ходят с распущенными волосами, спереди подстриженными, и носят большие шапки.»

Из этих сведений видно, что черкешенки все обязанности по дому выполняли сами, а если ещё учесть тот факт, что мужчины занимались набегами, то и работа в поле и домашний очаг всё это ложилось на их плечи.

Витсен упоминает о гостеприимстве, но более подробные сведения об этом есть у французского путешественника Абри Де Ла Мотрэ. Он восхищался необычной красотой черкешенок, и его - человека с европейским менталитетом - всё удивляло: « Она посадила меня у огня, и самая старшая из её дочерей принялась снимать с меня обувь. Вначале я противился, рассматривая этот поступок ниже её достоинства и считая неудобным его допустить, но мой татарин дал мне понять, что не сделать того, что она делает, противоречило бы обязанностям гостеприимства, и что это вынуждена была сделать сама хозяйка, если бы у неё не было дочерей. Я подчинился обычаю; моя обувь была не только снята, но она разула меня целиком, а её сестра, поливая тёплую воду в умывальник, род деревянного корыта, поместила в него мои ноги и вымыла.»

Конечно, гостеприимство у черкесов не сводилось только к этому, оно касалось многих вещей: гость мог находиться в их доме сколько пожелает и ему выделялась самая лучшая комната, которая была в каждом доме. Но путешественник не мог быть уверенным в том, что после отъезда из селения, его не ограбит и не убьёт тот же самый черкес, который дал ему приют.

Всё было хорошо, пока ты в доме: для тебя самая лучшая постель и еда, тебя развлекают песнями и танцами, черкесские девушки ведут с тобой беседу, и совсем не боятся оставаться с тобой наедине, при этом мужья и родители не считают это неприличным. Вот какое описание даётся в Путеводителе и собеседнике по Кавказу: «Жена свободного черкеса, при всём деспотизме, царствовавшем в семейном быту, была мало похожа на угнетённую женщину племён Восточного Кавказа… Про черкесских девушек можно сказать, что, будучи прославленной красоты, они отличались скромностью, тактом в обращении и редкою силою воли; все их заветные мечты стремились к одной цели: выйти замуж за свободного воина и попасть чистою в его объятия… Черкесские девушки не носили покрывала, и обращение их с молодыми людьми было совершенно непринужденно. Свадьбы, большей частью, составлялись по свободному выбору жениха и невесты. Из всего этого видно, что положение черкесской женщины было во многом не похоже на положение восточной рабыни».

Впрочем, по поводу замужества автор видимо не объективен, так как во многих научных работах и источниках о черкесах, говориться, что родители выбирали будущего супруга для дочери, и зачастую молодые знакомились на своей свадьбе.

А вот что пишет Петр Генри Брус, побывавший на Кавказе, о моральном облике черкешенки «….Всё это вместе взятое с их красивыми лицами ( в противоположность обычаю большинства других мест этих краёв), их хорошее расположение духа и приятная непринуждённость в разговоре делает их очень желанными; несмотря на всё это, они слывут очень целомудренными, хотя редко когда не имеют благоприятного случая; у них считается установленным признаком хорошего поведения, что как только кто-нибудь приходит поговорить с женой, муж уходит из дому: но происходит ли эта сдержанность от их собственного великодушия, как награда мужьям за то доверие, которое они имеют к ним, или это имеет свои основы только в этом, я не берусь установить». Таким было воспитание, и у женщин мысли не было об измене, или аморальном поступке. Кроме того селения и деревни были не большими и все друг друга знали, соответственно об измене стало бы скоро известно, а наказание было жестоким - могли отрезать нос или вовсе убить.

Из этого всего следует, что черкешенки 17-18 вв. были сочетанием красоты, целомудрия и тёплого гостеприимства, которое радовало и восхищало путников, по воле судьбы оказавшихся на Кавказе. Впоследствии с исламизацией, о которой уже упоминалось, отношение к морали поменяется и станет более сдержанным не только в женском поведении, но и в одежде, несущей на себе следы Востока.


К.К.Казарова

К вопросу о разработке свадебной тематики в научной

литературе XX-XXI века (на примере черноморского казачества)


В истории России большинство исследователей, изучая страницы ее прошлого, чаще всего забывают о культуре повседневности, одной из составляющих которой является свадебная обрядность.

Свадебный цикл черноморских традиций представляет собой сложный комплекс обычаев и обрядов, который являлся результатом многовекового взаимодействия восточно-славянских народов. Исходя из имеющихся в нашем распоряжении материалов, мы отмечаем, что в целом свадебные обрядности казаков сохраняют восточно-славянский облик, причем многое из элементов этой обрядности следует признать довольно архаичным. Но, несмотря на это, происходило заимствование казаками друг у друга элементов свадебных традиций.

Свадебный цикл представляет собой сложный комплекс традиций и обрядов, отличавшихся временем происхождения и содержанием, несет в себе разнообразную символику, и впитал элементы древней магии, различных народных обычаев. Чрезвычайно интересной в этом плане является украинская свадьба. Это было поистине торжество всей родни «от мала до велика». Тут не оставался без внимания ни один родственник, ни один член семьи, а на многих из них возлагались ответственные обязанности по выполнению освещенных временем дедовских правил, без которых свадьба не получала бы требуемой окраски. Яркости, оставляющих след на долгие годы.

Существенное место в Черноморских свадьбах занимала песня. Она являлась выражением чувств человека, поэтому «дружески», заблаговременно, с большой вдумчивостью отбирали из цикла «весiльних пiсень» наиболее подходящие по содержанию песни и устанавливали строгую последовательность их исполнения, чтобы в нужный момент по ходу свадебного торжества вызвать у молодых и их гостей то или иное настроение. Например, были песни грусти как дружек, так и невесты.

Основными видами свадебной обрядности у всех казаков (запорожских, донских, кубанских и т.д.) являлись такие формы обрядов как, например, выкуп, венчание, пропой, брачная ночь и многое другое. Эти традиции сохранились до наших дней, и являются основой основ нынешнего кубанского общества.


А.П.Коптиевская

О некоторых поверьях черноморских казаков, связанных

с беременностью и родами


Определенные поверия и суеверия всегда играли важную роль в жизни казачества - они не только являлись специфическим отраже­нием реальной жизни, но и сами в свою очередь влияли на нее. Определенные магические действия служили и оружием зла, и несли в себе охранительную силу, и имели еще много-много самых разнообразных функций.

Эти поверия проявляются в запретах в дородовой период. Некоторые женщины имели по 15-17 детей. Беременные женщины занимались полевыми работами почти до родов, нередко и сами роды случались в поле. Никаких пищевых диет специально не соблюдалось (2, стр 44). В конце XIX в. рождение пяти-семи детей в семье было обычным. В родильном обряде и связанном с ним комплексе примет и запретов раз­личий между станицами разных зон Кубани достаточно немного.

Пол будущего ребенка предсказывали по снам: если мать во сне видела женские вещи - родится девочка, мужские - мальчик. Если женщина хотела родить сына, то она старалась брать на руки только мальчиков (5, стр.31). Если же женщина хотела родить девочку, то она незаметно для других ходила по следам матери, имеющей маленькую дочь.

Беременная, заботясь о будущем ребенке, не должна была вообще работать по праздникам, нельзя было бить кошек (у ребенка на спинке будет шерсть); резать лапшу (родится с увечьем); перешагивать через веревку (запутается в пуповине); красть, злиться; нельзя идти с похоронной процессией на кладбище (ребенок умрет); заранее (до родов) готовить пеленки (ребенок умрет); носить по два ведра (родится двойня) и т. п. (1, стр. 37).

Накануне родов беременная женщина каялась перед ближними и соседями, причащалась в церкви и просила святых о помощи в родах. Чувствуя их приближение, она покидала жилое помещение, удалялась в сарай, хлев, чаще в баню, которые заранее готовила для этого случая. Беременная женщина считалась "нечистой" (4, стр. 56). Именно поэтому во время беременности зап­рещалось печь хлеб, готовить пищу, прикасаться к иконам, садить­ся в святой угол, ступать босыми ногами по земле, чтобы не ос­квернить ее и т.д., ведь в этот период у нее "не было души".

По народному поверью, женщина, собиравшаяся рожать, могла навлечь беду на свой дом и родных. Поэтому рожать надо было обязательно на коленях (иначе "Бoг за корову сочтёт"), не прояв­ляя при этом никаких признаков боли. (3, стр.57).

Трудные роды объяснялись действием злых сил, направленных на то, чтобы "загубить души матери и ребенка". В этом случае принимающая роды бабка-повитуха - "бабавала" помогала обвести роженицу 3-9-12 раз вокруг стола, расплетала ей косу, в доме открывались все окна и т.д.

Пуповину перевязывали прядивом (конопляной ниткой), причем нитка должны быть не с "плоскань" (мужской род), а с "матиркы" (женский род), иначе ребенок будет бесплодным (2, стр.24). Если при перевязывании пуповины повитуха обрывала нить, то это служило верной при­метой того, что ребенок будет всю жизнь несчастлив (6, стр.82).

Таким образом, благополучие младенца зависело не только от его матери, но и от повитухи, действия которой носи­ли во многом магический характер. Ей даже предписывалась волшебная власть над жизнью и смертью. Если ребенок рождался мертвым, бабка его "окликала": держала в руках или клала на порог и выкрикивала имя отца или матери, в зависимости от пола младенца. Считалось, что после этого дитя оживет.

В первые дни после родов за малышом ухаживала бабка. Она купала его в травяном настое. На третий или седьмой день после рождения в некоторых станицах совер­шался обряд "размывания рук". Приходили родственники и соседи, чтобы поздравить родителей. Малышу приносили подарки. Каждый, кто впервые видел ребенка и не желал ему зла, должен был при этом обязательно сказать: «Тьфу, какой поганый родился!» (1, стр. 95).

Нечистота матери и новорожденного сохранялась в течение сорока дней после родов. Сорокодневье заканчивалось тем, что повитуха шла в церковь, брала молитву для матери и ребенка, за­тем мать ребенка обязательно купалась в бане, надевала свежую одежду и шла в церковь для причащения, после этого запреты сни­мались. Мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, а отец в этот день подстригал волосы малыша в "кружок", наде­вал саблю и верхом на лошади ехал с ним в церковь получать благословление священника, чтобы из сына вырос храбрый казак (5, стр.279).


ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Бондарь Н.И. Традиционная культура Кубанского казачества. Избранные работы. – Краснодар, - 1999. [Текст] – С.264.

  2. Абрегов Ж.О. Повседневная жизнь сельского населения Кубани (конец XIX - треть XX веков) – Майкоп, 2004. [Текст] – С. 78.

  3. Бондарь Н.И. Кубанский казачий этносоциальный аспект //Кубанские казаки: история, этнография, фольклор – М., -1995. – С.12 – 23.

  4. Бондарь Н.И.Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. – Краснодар, - 2004.[Текст] – С.183.

  5. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. - М., 1995. [Текст] – С.364.

  6. Тончу Е. Женщины Кубани: Настольная книга женщины. Фольклор и легенды. – Краснодар, 1998. [Текст]– С. 276.



В.А.Фоменко

О верхнекубанских башнях XVIII в.


В Верхнем Прикубанье в отличие от более восточных районов Предкавказья боевые каменные башни довольно редки. В верхней части течения Кубани и на ее притоках известны четыре таких башни. Из них наиболее хорошо изучена башня Адиюх на Малом Зеленчуке [Лавров Л.И. 1940, 1948, 1982].

Исторические источники свидетельствуют, что башня Адиюх была построена в 60-х гг. ХVIII в., а возведением ее руководил князь Темрюко Атажукин. Темрюко, сын старшего князя Кабарды Бомата Атажукина, перед 1761 годом совершил хадж в Мекку и по пути побывал в Крыму. Там князь Темрюко дал присягу крымскому хану и согласовал с ним свое переселение на Кубань «где помянутым ханом имеет быть построен город и мечеть, дано ему, Темрюку, от крымского хана два человека» [Татаров И. 1879].

Следует сказать, что хан Крым-Гирей активизировал политику на Кавказе. В 1761 году он пришел с войсками в Закубанье, но встретил сопротивление адыгов-темиргоевцев. Крымцы проникали в Закубанье и в Кабарду, пытаясь привлечь горцев на свою сторону. Князь Темрюк-Хаджи стал проводником крымской политики в прикубанских землях, значительную часть населения которых составляли абазины. Майор Татаров пишет, что Темрюк поселился «в Абазах» под предлогом «жить и богу молиться», но вскоре он «учредил себя над абазинцами главным командиром» и стал готовить военную поддержку армии Крым-Гирея [Татаров И. 1879].

Одновременно с этим Темрюк-Хаджи приступил к постройке боевой башни «за Кубанью, при реке Шолом-Инджике в урочище Акпилек-Акбир», что переводится как «за Кубанью, при реке Малом Зеленчуке, в урочище Великая Адиюх» [Лавров Л.И. 1948].

В Верхнем Прикубанье известны и другие боевые каменные башни похожие по архитектуре на Адиюх. Одна из них расположена в самых верховьях Кубани у старого селения Хурзук. Исследователь этой башни И.М. Мизиев отмечал необычно ровную для средневековья поверхность Хурзукской башни [Мизиев И.М. 1970]. Подчеркивает сходство Хурзукской башни с Адиюх и Л.И. Лавров [Лавров Л.И. 1940]. Кызыл-калинскую боевую башню исследовала археолог Е.П. Алексеева и отметила черты сходства этой башни с Хурзукской и Адиюхской башнями [Алексеева Е.П. 1992]. Возможно, аналогичная башня располагалась в балке Клевцовой у пос. Новоисправненского [Алексеева Е.П. 1992]. Была высказана гипотеза о том, что Хурзукская, Кызыл-калинская, Новоисправнеская башни и башня Адиюх относятся к довольно позднему времени. Вполне вероятно, что эти боевые каменные башни составляли единую систему укреплений, созданных в Верхнем Прикубанье в 60-х гг. ХVIII в. кабардинским князем Темрюк-Хаджи Атажукиным одновременно с восстановлением земляной крепости Хаджи-кале (окрестности поселка Эркин-Шахар) [Фоменко В.А. 2005, 2006].

В работе историка Р.У. Туганова приводятся сведения, что крепость Хаджи-кале была построена близ устья Малого Зеленчука Темрюко Атажукиным в том же 1761 году. Известно также, что в 1761 году Темрюко переселился на левый берег Кубани с семьей, основав там Хаджи-кале – поселение с мечетью и оружейными мастерскими [Туганов Р.У. 1972].

Следует предположить также, что создание системы каменных укреплений в верховьях Кубани и на ее притоках может свидетельствовать о попытке Крыма и Османской империи установить контроль над местным населением (абазинами, адыгами, карачаевцами, ногайцами). Названные крепость и башни могли быть использованы и для контроля важнейших региональных торговообменных и скотопрогонных путей, что также усиливало крымско-османское влияние в Верхнем Прикубанье [Фоменко В.А. 2006].

Большой интерес представляют недавно опубликованные сведения о башне Тугановых (Тыгьонэмэ якъал). Это старинное крепостное сооружение, башня рода Тугановых, располагалось на восточной окраине нынешнего Армавира. Согласно легенде эта башня была возведена примерно в XV-XVI вв. представителями знатного «адыго-аланского» рода Тугановых [Аракелов Р.К. 2004].

Башня Тугановых, судя по архитектуре, также была построена в середине xviii в., а ее расположение позволяет предположить, что верхнекубанские каменные башни были частью линии укреплений, созданных при содействии крымцев вдоль Кубани. В низовьях Кубани известны укрепления, принадлежавшие крымскому хану и туркам [Соловьев В.А. 1992; Приймак Ю.В. 1997], но в Среднем Прикубанье (от Невинномысска до Краснодара) из укреплений известна только Тыгьонэмэ якъал.

Следует сказать также, что долина Кубани административно входила в состав Крымского ханства длительное время и система укреплений у выхода из гор на равнину могла возникнуть здесь намного раньше 60-х гг. xviii. Так турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Прикубанье в ХVII в., описывает деревянную крепость Шад-керман, расположенную у слияния реки Дженджек (Зеленчук – В.Ф.) и Кубани, т.е. на месте Хажикала. Как сообщает Э. Челеби крепость была построена кабардинским князем Мисост-беем (судя по контексту в ХVII в. – В.Ф.) для защиты от калмыков и взята под управление крымским ханом Мухаммед-Гиреем [Челеби Э. 1979].

Созданная в Верхнем Прикубанье в начале 60-х гг. xviii в. линия (или точнее сеть) боевых каменных башен прекратила функционирование уже в конце 70-х гг. того же столетия. В это время здесь действовал мощный отряд российских войск генерала И. де Медема при поддержке калмыцкой конницы [Потто В.А. 1912]. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира 1774 г. равнинная часть междуречья Кубани и Лабы становилась зависимой от России. Во второй половине XVIII в. в связи с активизацией политики России в Предкавказье происходит строительство российских земляных крепостей, образовавших две линии Кизляр-Моздокскую (1765) и Азово-Моздокскую (1777). С 60-70-х гг. XVIII в. начинается процесс коренного изменения военно-политических и социально-экономических аспектов жизни восточноадыгского этноса.


А.А.Цыбульникова

Некоторые особенности ношения корсетов

черкесскими девушками в ХVIII-XIX вв.


Во многих российских и зарубежных источниках XVIII-XIX веков упоминалось о черкесской традиции придавать особую стройность юным девушкам посредством многолетнего ношения специального корсета. Это явление диктовалось самим адыгским идеалом девичьей красоты – у юной прелестницы должна была быть очень тонкая талия, плоская грудь и идеально прямая гордая осанка. По свидетельству современников-очевидцев, эти достоинства и формировались с раннего детства при помощи корсета.

Так, французский консул начала ХVIII века Ксаверио Главани упоминал «об известном черкесском обычае зашивать талью девушки в сафьян для придания стройности стану и задержки развития груди, так как считается неприличным девушке иметь пышный бюст»1. По замечанию П.С.Палласа у черкесов «девушки еще с 10-летнего возраста носят плотно сидящий на теле корсет, который до того крепко сдавливает тело, что нигде нельзя видеть таких стройных и тонких фигур. Для сохранении этой стройности, без которой для черкеса красота не полна, молодых девушек кормят очень плохо…»2

Согласно описанию Фредерика Дюбуа де Монпере у черкесов «уже лет с 10—12 девочки начинают носить как бы кор­сет, или широкий пояс из кожи, который зашивается на теле; девушки-дворянки застегивают этот пояс серебряны­ми застежками. Этот корсет так сжимает талию, что едва ли найдутся другие женщины, у которых она была бы та­кой тонкой; вместе с тем пояс этот сильно стесняет грудь, что может совершенно остановить ее развитие. Все молодые черкешенки отличаются такой плоской грудью, что это не­вольно бросается в глаза и поражает... Ради гибкости и тонкости талии, непре­менного условия красоты, по мнению черкесов, молодых девушек кормят впроголодь: им дают только молоко, пиро­ги, тесто из проса. Если женщины должны иметь тонкий стан выше бедер, то нижняя часть тела должна быть широ­кой и живот выдаваться вперед, что нам показалось бы уродством»3.

Также подробно описал указанный обычай во второй половине XIX века Н.Ф.Дубровин: «Обычай надевать на девушку корсет с раннего возраста и не снимать его до замужества делал то, что грудь красавицы не развива­лась, следовательно, красота женщины теряла многое. Корсет этот, надеваемый под рубашку, носит название пша-кафтан (девичий кафтан). Пша-кафтан состоит из ко­жаного, холщового или из какой другой материи корсета со шнуровкой спереди и с двумя гибкими деревянными пластинками, сжимающими обе груди. Плоская талия и неполная грудь по понятиям черкесов,— первое условие красоты девушки. Знатные девушки шили иногда корсет из красного сафьяна или бархата и обшивали его серебря­ными и золотыми галунами, в последнем случае он бывал с короткими полами и серебряными застежками на груди. Такой корсет надевали сверх рубашки, под верхней одеж­дой, и преимущественно в дни праздников. Хотя корсет вместе с ростом дитяти переменялся и надевался с единст­венной целью дать девушке стройность и гибкость стана, но, сообщая красоту в одном, препятствовал развитию гру­ди, делал ее чрезвычайно плоской, а главное — стеснял движения девушки… Рассказывают, что после снятия кор­сета у молодой замужней женщины грудь вырастает в две недели. У абадзехов и у некоторых шапсугских фамилий девуш­ки не носили корсетов, оттого и женщины их более краси­вы и кокетливы»4.

Таким образом, традиция ношения корсета существовала не у всех племен, а также была присуща не всем слоям черкесского общества. Например, И.Ф.Бларамберг отметил, что крестьянские девушки у черкесов тоже сохраняли стройную фигуру, «хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов»5.

Снятие корсета с юной черкешенки являлось одной из составляющих свадебной обрядности и совершалось в форме строгого ритуала. Например, по описанию Жана Шарля де Беса «девушки снимают корсет только в замужестве; в первую брачную ночь супруг разрезает корсет острием кинжала»6.

Французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере тоже обратил внимание на то, что у черкесов «только в день свадь­бы супруг имеет право острием кинжала расшить корсет своей молодой жены.»7. Подобное замечание сделал и Н.Ф.Дубровин: «По выходе замуж девушки молодой супруг распарывал кинжалом шнур корсета, но делал это с особенной осто­рожностью, чтобы не захватить тела или сафьяна. Нелов­кость или ошибка в этом случае ставилась молодому в большое бесчестье»8.

Таким образом, в XVIII-XIX веках у большей части черкесов существовала традиция ношения девочками специальных корсетов для придания их фигурам через несколько лет особой стройности и красоты. Корсет снимался с определенным ритуалом молодым супругом в первую брачную ночь.


ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Главани К. Описание Черкесии, составленное Ксаверио Главани, французским консулом в Крыму и первым врачом хана в Бахчисарае 20 января 1724 г. //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. – Нальчик, 1974. – С.156-173.

  2. Паллас П.С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. – Нальчик, 1974. – С. 214-224.

  3. Фредерик Дюбуа де Монпере «Путешествие вокруг Кавказа, у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Т.1.» /Перевод В.М.Аталикова //Серия «КЛИО». Раздел «История». Выпуск 7. Том 1. – Нальчик, 2002. – С.148.

  4. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Книга 1. (СПб, 1871-1888). // Н.Ф.Дубровин о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. – Нальчик: «Эль-Фа», 2002. – С.138-139.

  5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. – Нальчик, 1974. – С.353-434.

  6. Ж.-Ш. де Бесс «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. – Нальчик, 1974. – С. 329-352.

  7. Фредерик Дюбуа де Монпере Указ.соч. – С.148.

  8. Дубровин Н.Ф. Указ.соч. – С.138-139.



Л.Г.Штейнгард


gosudarstvennij-stranica-17.html
gosudarstvennij-stranica-4.html
gosudarstvennij-stroj-stran-mira.html
gosudarstvennij-universitet-gumanitarnih-nauk-stranica-3.html
gosudarstvennij-vneshnij-dolg-prichini-vozniknoveniya-i-sposobi-pogasheniya.html
gosudarstvennij-zakazchik-otkritij-konkurs-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennih-kontraktov-na-vipolnenie-nauchno-issledovatelskih.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vibori-deputatov-predstavitelnogo-organa-rossijskij-centr-obucheniya-izbiratelnim-tehnologiyam-pri-centralnoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-urok-konferenciya-sovremennaya-bitovaya-tehnika-programma-kursa-po-viboru-dlya-uchashihsya-9-h-klassov-sostavitel.html
  • report.bystrickaya.ru/grazhdanskij-brak-zhyostkie-obyasneniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-zatratami-kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-3-kurs-specialnost-061100.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-05-russkaya-dialektologiya-celi-i-zadachi-disciplini-celi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/the-knowledge-in-oedipus-the-king-essay.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-razdel-i-termini-ispolzuemie-v-konkursnoj-dokumentacii-organizator.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/slovo-o-zakone-i-blagodati.html
  • school.bystrickaya.ru/1-maya-v-1600-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-14-715-25-aprelya-2011-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-9-vizantijskaya-civilizaciya-modul-1-normativnie-materiali-vipiska-iz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-penzenskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biografii-zarubezhnih-pisatelej-uajld-oskar.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-ohrani-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-dlya-vladelca-sotovogo-telefona-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ontogenez-rechevoj-deyatelnosti-norma-i-patologiya-nauchno-obrazovatelnij-material.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-okazanie-uslug-po-organizacii-stazhirovki-medicinskih-specialistov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovanie-vodnogo-transporta-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-grin.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-uchet-i-otchetnost-v-finansovih-organah-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-050508-uchet-i-audit.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-korpusa-samohodno-artillerijskoj-ustanovki-kabinu-avtomobilya-ili-razvedchika-sistema-specnaza-gru-ocr-palek-1998-g.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-po-reorganizacii-i-razvitiyu-proizvodstvennih-territorij-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zanyatie-13-ponyatie-stressa-i-problem-razreshayushego-povedeniya-lichnostnie-krizisi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-zadanie-3-innovacionnaya-deyatelnost-uchitelya-russkogo-yazika-i-literaturi-mou-sosh-2-g-saleharda.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-literature-v-9-klasse.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-11-robin-s-sharma.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovij-analiz-na-predpriyatiyah-malogo-biznesa-kak-osnova-povisheniya-effektivnosti-deyatelnosti-na-primere-oao-elektromashina.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-otnosheniya-reguliruemie-grazhdanskim-zakonodatelstvom-statya-osnovnie-nachala-grazhdanskogo-zakonodatelstva-stranica-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-xx-veka-tematicheskoe-planirovanie-11-klass.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-provedeniem-sorevnovaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-blm-beru-jimdarinda-blm-alushilara-memlekettk-stipendiyalardi-taajindau-tleu-aidalari-zhne-olardi-mlsherler.html
  • college.bystrickaya.ru/13-dinamika-cen-i-inflyacionnih-processov-nevelskij-municipalnij-rajon.html
  • university.bystrickaya.ru/gazeta-desyatina-3-4-36-37-2000g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/516-opalubochnie-raboti-nesushie-i-ograzhdayushie-konstrukcii-snip-03-01-87.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-socialnaya-podderzhka-invalidov-v-chelyabinskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vasilev-vyacheslav-vasilevich-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/putin-poruchil-mchs-i-ran-sozdat-centr-prognozirovaniya-zemletryasenij-na-altae-i-sayanah-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-18022012.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.