.RU

ГОСЫ - Онтология и ТП: № 1. Проблема предмета философии - Экзамен философия религии : Вопросы-ответы от [Логово...


^ ГОСЫ - Онтология и ТП:


№ 1. Проблема предмета философии.
Предметом философии может быть язык, текст, познании и т. д. Это зависит от философского направления. Возникновение же философского направления связано опр. социально-историческим контекстом, обусловившим потребность в осмыслении то или иного объекта. Предмет также зависит от понимании места и роли человека в мире. Например, Сократ говорил о философии как поиске мудрости. Платон – предмет философии – размышление над единым благом. Аристотель – философия - это наука о началах и причинах бытия, исследование первых причин…То же самое можно проследить, если сравнить философию Средневековья и Нового времени и т.п. Итак, можно сказать, что предмет философии историчен, постоянно обновляется и определить его невозможно. Но можно охарактеризовать философскую мысль. Философская мысль ориентирована на «охват всего», поэтому и невозможно определить ее конкретный предмет. Прежде всего философия отличается 1)целостностью 2) универсальностью 3) рефлексивностью. Философия – осмысление отношения человека к миру. Причем ни человек, ни мир не определяются заранее, следовательно, в зависимости от того, как мы трактуем человека и мир, мы и определяем предмет. Философия – не изучение чего-то, (если ее сравнивать с другими дисциплинами) а особый взгляд.

Можно выделить основные функции философии:

1) выявление универсалий культуры (наиболее общих идей, представлений, форм). Философия прочерчивает границы мышления и бытия: формирует реальность.

2) Критическая функция (саморефлексия)

3) Интегративная функция: философия согласовывает все формы человеческого опыта: познавательные, ценностные, практические

4) Мировоззренческая функция: в этом смысле философия обращается к каждому отдельному человеку.

Конечно, можно еще провести дисциплинарную классификацию: в философии выделяется эстетика, этика, гносеология, эпистемология, социальная философия, онтология и т.д.


Соотношение философии с другими формами духовной жизни:


1) философия и миф: миф антирефлексивен, философия рефлексивна; миф анонимен, философия – нет, она носит принципиально-личностный характер; философия претендует на рациональность

2) философия и религия: их объединяет целостность и признание пограничной природы человека; основные отличия – догматический характер религии, что несовместимо с философским мышлением

3) философия и наука: это самый спорный вопрос. Их объединяет ориентация на теоретичность и рациональность, опора на понятия. Но наука всегда ограничена предметной областью, наук нерефлексивна (не рассуждает над фундаментальными понятиями) + догматизм науки

4) философия и искусство: основное средство искусства – образ, философии – понятие. Их общее: целостность.
^ № 2 Бытие как философская проблема.
Бытие – самая абстрактная философская категория, которая обозначает универсальную основу всякого конкретного существования. Это некое самодостаточное начало, оно абсолютно, неопределенно, вечно, пусто (не имеет частей), едино и непредставимо. Понятие бытия концептуализирует «наличие» или «данность» в сознании, и при этом не указывает на содержание тех или иных явлений и предметов. Получается, что оно лишь насыщено потенциями. Это предельно общее понятие, или как сказал Гегель «предельно пусто понятие», и его сложно определить.

Важно то, что мы в своей рефлексии не можем далеко уйти от слова «есть», когда мы в ходе своего философского размышления проблематизируем до конца, мы неизбежно приходим к нему же. Из этого естественно следует то, что философ всегда пытается ответить на вопрос: «Что такое бытие?». Эта проблема из разряда нерешаемых, но она же, с другой стороны, и вечный двигатель философии. И онтология, поэтому, становится основной дисциплиной философии.

Основные категории онтологии: бытие, небытие, сущее и существование. Небытие – отсутствие бытия, отрицание бытия. Сложилось разное понимание природ небытия: одни философы (например, Парменид) категорически отрицают реальность небытия, другие считают, что оно субстанционально реально и не зависит от бытия (пустота в атомизме Демокрита). Больше всего это понятие анализиоуется в философии Востока (вайшешики – разносторонний анализ). Диалектическую концепцию взаимосвязи бытия и небытия разворачивает Гегель.

Итак, есть сущее, чтойность которого – сущность ("Что есть сущее?"), а его существование – бытие ("Что значит, что сущее есть?"). Иногда сущее сводят к понятию сущность, поскольку сущность есть то, что ум постигает в сущем как его определенность. Есть сущее и есть дело существования этого сущего, которое и называют бытием.

Существование = экзистенция; внешнее бытие вещи. Бытие вообще понимается в его первичности, беспредельности и полноте, а существование - скорее как просвечивание сущего вовне (по Хайдеггеру), то есть нечто вторичное, преходящее.


1. Как самостоятельное понятие, бытие возникает в древнегреческой философии, можно даже сказать, что сама философия зарождается в обсуждении вопроса о бытии. Первые рассуждения досократиков касаются проблемы первоначала всего сущего, то есть бытие понималось как некое сверх-сущее, то есть сущее, которое делает сущим все остальное. Такие поиски основания сначала приводили к вполне вещественным и физическим ответам на вопрос (например, огонь Гераклита, вода Фалеса или воздух Анаксимена). В этом проявлялась свойственная раннегреческой мысли натурфилософия. В философии Платона уже отсутствуют с чем-то конкретным вроде огня, его понимание бытия как Единого сверхбытия связано с его учением об идеях. По Платону, из Единого как первой субстанции рождается вторая субстанция Нус (Ум) вместе с неземным миром идей. Т. о., Первоматерия – самостоятельное начало и идеями не творится. С философии Аристотеля – попытка расчленить различные смыслы употребления слова «есть». Аристотель выделяет 4 значения слова «есть»: 1) случайное наличие одного в другом 2) определение вещи через ее существенные признаки 3) истинность, соответствие знания действительности 4) актуальное проявление или возможность. Аристотель различал большее или меньшее бытие: а) сущее как таковое б) первейшее сущее в) сущее, котрое создается человеком, техне. Кроме того, для характеристики бытия Аристотель использовал категории: формы и материи, сущности и феномена, возможности и действительности, общего и единичного.

2. Средневековая философия сближает понятие бытия и Бога, считая бытие единственным возможным предикатом Бога. Различные трактовки бытия выразились в споре реалистов и номиналистов. Кроме того, разделяются сущность и существование, в которых выражаются идеальное содержание бытия и его реальное воплощение. Фома Аквинский подчеркивает творческую составляющую бытия как Бога. Он же вводит метод онтологии сущего как связи абсолютного Бытия и его конечных проявлений. Основными моментом в средневековом понимании бытия становится взаимоотношения бытия творящего и сотворенного (мира божественного и тварного).

3. Новое время выдвинуло впервые проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно существую». В рамках позитивной традиции с претензиями на научное, строгое знание тема бытия забывается. Вопрос о бытии считался излишне метафизичным. А Кант вообще не затрагивал тему бытия, смещая акцент с вопроса «что есть мир?» на вопрос «что я могу о нем знать?». Гегель обращается к понятию бытия, но лишь в анализе познания, понимая бытие как пустое, приближая его к нибытию.

4. Хайдеггер первым ставит проблему забвения бытия. Он говорит, что тема бытия должна быть вновь поднята в философии. Основное заблуждение «метафизики», а вместе с ней всей западноевропейской культуры, в подстановке вместо бытия того или иного «сущего». Само же бытие, по Хайдеггеру, есть со-бытие (Ereignis). Мы не можем объективировать для себя бытие, так как мы сами всегда часть бытия. Он строит своё понимание бытия как человеческого, так как именно человеку свойственно понимание бытия. Это так называемый «онтологический переворот» XX века.



gost-ssbt-sistema-standartov-bezopasnosti-truda-ohrana-truda-tehdok-ru.html
gost12-003-91-2001.html
gostepriimstvo-i-moralnij-oblik-cherkeshenok-n-n-garunova-eshe-raz-k-voprosu-o-formirovanii-istoriko-arheologicheskoj.html
gosti-aviasalona-maks-2011-v-podmoskove-uvidyat-pokazatelnie-poleti-samoleta-amfibii-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-16082011.html
gosti-osti-tu-po-mashinostroeniyu.html
gostinica-i-gostinichnoe-hozyajstvo.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-opredelenii-rinochnoj-stoimosti-odnokomnatnoj-kvartiri-obremenennoj-pozhiznennoj-rentoj-prinadlezhashej-ooo-titanik.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-n-romanenko-g-v-nikitina-ob-obrazovanii-knigah-stranica-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yazikoznanie-v-rossii-chast-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-vedeniyu-lesnogo-hozyajstva-v-zonah-radioaktivnogo-zagryazneniya-ot-avarii-na-chernobilskoj-aes-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-38-vtoraya-vojna-nachinaetsya-rasskaz-hagrida.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zoogigiena-s-osnovami-veterinarii.html
  • university.bystrickaya.ru/glossarij-specialnih-terminov-i-ponyatij-po-filosofii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-o-bochke-puteshestvie-gullivera.html
  • credit.bystrickaya.ru/politika-mirovaya-literatura-33.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izdanie-dla-dosuga-minsk-interpresservis-2004-320-s-stranica-12.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyatnadcataya-papa-i-pol-gulyayut-pri-lune-kniga-pervaya-doroga-uhodit-v-dal-1955-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-3-specialnij-doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-sverdlovskoj-oblasti-o-sberezhenii-naroda-i-obespechenii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-shestayao-vospitanii-li-kerroll-dzhen-touber-deti-indigo-prazdnik-cveta-indigo-kniga-2-ya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/error404.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-voprosi-dlya-samokontrolya-s-variantami-otvetov-uchebnie-posobiya-po-msfo-million-skachannih-kopij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/opasnie-zoni-pri-rabote-proizvodstvennogo-oborudovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/teatr-kukol-ognivo-afisha-na-dekabr-2011.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-podrobnaya-informaciya-ob-emitente-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-novih-koncepciyah-vodosnabzheniya-v-rossii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskie-specifikacii-razrabotani-na-osnove-dejstvuyushih-normativnih-dokumentov-gost-ost-snip-tu-i-dr-i-reglamentiruyut-pravila-proizvodstva-rabot-na-ob-stranica-11.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vn-maslov-britanskogo-soveta-v-ramkah-programmi-disps-2-i-posolstva-korolevstva-niderlandov-v-moskve-programma.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-specialnost-080111-65-marketing.html
  • studies.bystrickaya.ru/1uchet-kulturnih-regionalnih-i-yazikovih-realij-pri-perevode-1-ponyatie-perevod.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-registracionnij-nomer-stranica-62.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ds-10-metodika-prepodavaniya-ekonomicheskih-disciplin-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • student.bystrickaya.ru/19-nizhe-perechisleni-nekotorie-veshi-kotorie-lyudi-iz-za-granici-chasto-govoryat-pro-nas-kak-vi-dumaete-eto-pravda-obos-nujte-svoe-mnenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-byudzhete-toguchinskogo-rajona-na-2010-god.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-testirovaniya-studentov-vbf-v-mgavm-i-b-im-ki-skryabina-po-kontrolyu-ostatochnih-znanij.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-uchebnaya-karta-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-17-pedagogicheskoe-fizkulturno-sportivnoe.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nazvanie-lekcii-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyashennik-stranica-13.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gazeta-gudok-200910-modnij-prigovor.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-postupleniya-v-aspiranturu-po-specialnosti-14-01-01-akusherstvo-i-ginekologiya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nachala-isaaka-nyutona.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-evolyuciya-es-i-rossijsko-evropejskie-otnosheniya-rossiya-v-globalnoj-politike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.