.RU

Госэкзамен. Билет 24, вопрос 1. Литургия - Апостольский собор в Иерусалиме (51 год) и причины благоприятствовавшие...


^ Госэкзамен. Билет 24, вопрос 1. Литургия
Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквах, в котором совершается таинство Евхаристии.

Основные песнопения его ведут историю с глубокой древности. Как повествуют некоторые дошедшие до наших дней церковные предания и документы, уже в I веке существовало антифональное пение, евхаристическая молитва; чуть позже были введены другие духовные песни и молитвы: «Святый Боже…» — с 438, Символ веры — в 510, «Единородный Сыне…» — с 536, «Да исполнятся…» — с 620, «Достойно есть…» — с 980 и т. д.

Проблема восприятия литургического действа по своей сложности и необъятности является предметом отдельной богословской дисциплины — т. н. литургического богословия. Семантически наиболее сложна Евхаристия, но и вся структура организации богослужения многопланова. В вечно длящемся евхаристическом действии Сам Христос является одновременно и Божеством, которому возносится Жертва, и самой Жертвой, приносимой за грехи мира и Архиереем (жрецом) приносящим Жертву[2]. Вся же Евхаристия выражает земную жизнь Христа. Так, первая часть Литургии — Проскомидия — это рождение Христа в Вифлееме, воплощение Слова (Логоса); Малый Вход — выход Его на проповедь; Великий Вход — страсти и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т. д.
^ Литургия как воспоминание
Литургическая символика тесно связана с пониманием богослужения как «воспоминания» (анамнезиса). Св. Дионисий Ареопагит, поясняя литургическое священнодействие, говорит, что оно совершается «в Его воспоминание». Но это особое, вневременное воспоминание, не подчиняющееся логике бытия. В нём вспоминают и прошлое, и настоящее, и будущее, как уже бывшее и вечно длящееся, то есть это воспоминание, выходящее за пределы антиномии «литургического времени», преодолевающее и этим снимающее её. Так в «анамнезисе» (часть центральной евхаристической молитвы) литургии, приписываемой св. апостолу Иакову, брату Господню, «вспоминают» «второе и славное и страшное Его пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его». Так же и в Литургии св. Иоанна Златоуста, в евхаристической молитве, «вспоминают» «вся еже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.». Не только отдельные молитвы и части Литургии, но и внутреннее устройство храма имеет «напоминательное» значение. Так, по патриарху Герману, «алтарь указывает на второе пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых» (PG, 98, 389D).

Литургическая символика не только многопланова, но и динамична, она меняется в процессе богослужения: антиномичность литургических образов простирается не только на онтологическую сферу, но и на временную. Так, дискос с положенными на нём частицами просфоры в Проскомидии выступает как образ Церкви небесной и земной и, одновременно, изображает Вифлеемский вертеп. Стоящий на голове диакона при Великом Входе, он означает распятого Христа, а снятие тела Иисуса с креста изображается снятием дискоса с головы диакона.

Максим Исповедник в своем «Тайноводстве» различает в литургической символике общее, более широкое значение каждого элемента, и его частные смыслы. Так, Церковь в общем плане является «образом и изображением Бога», а в частном плане — ибо она состоит из святилища и собственно храма, «наоса» — образом мысленного, ноэтического и чувственного мира, а также — образом человека и, кроме того, души, как состоящих из духовной и чувственной частей (PG, 91, 705A-C). Малый вход вообще означает первое пришествие Христа, а в частности — обращение неверующих к вере и т. п.

В византийском обряде в настоящее время служится три варианта литургии:

Помимо этого, в некоторых Поместных Православных церквах (напр. Иерусалимской и Элладской) единожды в год служится Литургия апостола Иакова в день памяти апостола Иакова — 30 апреля.
^ Последование Таинства Евхаристии
Билет 24, вопрос 2. Методика работы с текстом в преподавании духовно-нравственных дисциплин.

Уже лет 8-10 лет тому назад многим преподавателям было ведомо, что написанные в XIX столетии духовно-нравственные сочинения с трудом воспринимаются школьниками начала 1990-х годов: и язык, и стиль, и образ выражения мысли - все не соответствует изменившемуся душевному устроению человека. Но вот прошло еще несколько лет, и сегодня педагоги замечают, как детские души стремительно теряют то, что называется детскостью, а внутренний нравственный мир подростков заполоняется совершенно не свойственными детям мыслями, словами. Посему для нас, рядовых педагогов, самым главным остается вопрос, как же преподать вечную Евангельскую истину, с тем чтобы она была воспринята и задела за живое. Сама истина у нас живая: она есть свет и жизнь. Вот почему педагоги, священники, законоучители должны всегда размышлять над поисками новых форм, в которые, как в некие только что отлитые сосуды, должно быть вложено всегда равное себе самому содержание нашей веры. Там же, где нет поиска новых форм, там, где педагоги успокоились на достигнутом, теряют творческое отношение к методике преподавания, как правило, наступают сбои, образуются зазоры, предмет перестает быть тем магнитом, который своей красотой, чистотой, высотой, премудростью властно притягивал бы к себе детские сердца. И кажется, что сегодня каждый педагог, законоучитель должен быть в хорошем смысле неистощим в выявлении новых подходов к преподаванию вечного содержания. Вот об этом я хотел бы поразмыслить, привлекая конкретный, осязаемый материал. Что от нас требуется? Нужно, чтобы все преподаваемое нами в духовно-нравственных дисциплинах было бы одушевлено, согрето любовью педагога и отлито в формы, наиболее удобно усваиваемые детским сердцем.

^ Пример. Урок по теме "сотворение мира".

Пятый день творения: появление рыб, больших и малых, живности морской, птиц, летающих в поднебесье. Задача педагога состоит в том, чтобы дети всецело прониклись в существе своем непостижимой тайной творения мира Богом, чтобы у них самих, так сказать, приподнялись крылышки, чтобы изменилось сердечное устроение каждого ребенка (младшего, среднего возраста) при прикосновении к этой тайне. Думается, что современные педагоги, законоучители с особенной охотой и желанием должны были бы привлекать для этого все наследие русской книжной культуры, дабы в это наследие, как в оправу, вставлялся бы камень богословия, богооткровенной истины. Приходит на мысль пушкинский сюжет. Вспомним того смиреннейшего героя русской литературы - старика, который, живя полвека со злой старухой, не ожесточается, не теряет задушевности речи, но претерпевая все от старухи, остается, тем не менее, человеком, и человеком Божиим. Мы можем попробовать выйти подобно этому старику к синему морю и рассказать об обитателях подводного царства, с тем чтобы на глазах у детей вызвать из его недр то или иное творение Божие, которое преподало бы нам некий урок богословия. (Это тем паче возможно, что Адам некогда имел такую власть и, призывая всякую бессловесную тварь, нарекал ей имя.) И вот навстречу детям (хорошо, если педагог при этом пользуется мелком; нетрудно нарисовать волны) выплывает рыба-меч. Дети - природные натуралисты. Нет ничего интереснее для них, чем созерцать многообразные творения, предметы Божьего мира. Педагог может задать детям домашнее задание: отыскать в книге Брэма или в энциклопедии животного мира, флоры и фауны моря заранее нами продуманные виды животных и подготовить к следующему уроку рисунок с описанием той или иной живности морской. Итак, зачем рыбе этот меч? Что это за орудие, что за тайна Божия? Очень важно уметь, вслед за святителем Василием Великим, прекрасным богопросвещенным натуралистом, за каждой естественнонаучной деталью видимого мира видеть тайну духовную. И мы находим вскоре, даже с помощью детей, ответ на этот замысловатый вопрос. Какова тайна меча этой дивной рыбы? Подобно тому, как она умеет пользоваться мечом в борьбе с сопротивником, так и каждый из нас должен прибегать к духовному мечу, которым, по слову святого Иоанна Лествичника, и подобает расправляться с каждым из мысленных супостатов. Таким мечом для существа словесного, разумного может и должна быть молитва Иисусова. И вот в сопряжении материального и духовного, земного и небесного мы, педагоги, если творчески владеем Священным Писанием и Преданием, достигаем исподволь, незаметно того нравственного назидания, той духовной теплоты, которая, согревая сердца детей, раскрывает их глаза, и они начинают с интересом вглядываться в тайну земного мира, все в котором служит отражением небесной реальности. А вот моллюск (его тоже легко изобразить на доске), прячущийся в раковину при приближении малейшей опасности. Образ такой раковины излюблен у Святых отцов. Это символ смирения. Смирение есть некая внутренняя таинственная крепость, в которую уходит душа, едва лишь только она подпадает под искушение похвалы, лести, тщеславия. Умение всегда носить с собой эту раковину (“Omnia mea mecum porto” — лат. “все мое ношу с собой”), умение сокрываться в глубинах собственного духа чрез самоукорение или воздавание Богу подобающей Ему славы - вот редкое искусство, предохраняющее душу от тления. Можно перенестись с земли на небо. В четвертый день творения Бог сотворил Луну и звезды. Как много чудес раскрывается пред глазами педагога и, соответственно, его воспитанников, когда свежим взглядом мы начинаем смотреть на хороводы звезд, рассыпанных Богом по пологу небес! Кассиопея… Она имеет вид греческий буквы омеги. Когда мы смотрим на это созвездие, невольно вспоминаются слова из Апокалипсиса: “Аз есмь Альфа и Омега”. Не рассказывает ли нам это созвездие о том, что мир, как имеет свое начало, так будет иметь и свой конец? Вот уже близится тот сокрытый от нас день, миг и час, когда “состав частей разрушится земных”. Небольшие комментарии учителя глубоко входят в детские души. Трудно переоценить эти живые наблюдения над миром, раскрывающим пред нами свои сокровища, если мы согреваем свои наблюдения христианским любомудрием. И в этом смысле, повторяем, для внимательного законоучителя нет малозначащих деталей в уроке, но каждая из них становится отправной точкой для целого нравственного размышления. Итак, сегодня мы призваны всегда и во всем, и в большом и в малом, размышлять о том, чтобы обретаемые нами формы и методы преподавания были живыми и неожиданными для детей. Импровизация в данном случае должна иметь своим основанием домашнюю заготовку, глубокое размышление. Опыт показывает, что если сам педагог не теряет свежести восприятия своего предмета, то любовь всегда подыскивает ему новые слова. И наши уроки тогда проходят не без помощи свыше, становясь уроками жизни, и по крайней мере на малое время просвещают и согревают сердца детей, которые имеют свойство не тотчас гаснуть и остывать, но хранят в себе этот священный огонь…

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых бывшего Новоалексеевского монастыря в Красном Селе. О новых подходах к преподаванию духовно-нравственных дисциплин


Билет 25. Вопрос 1.

Двунадесятые праздники по времени разделяются на переходящие и непереходящие.


Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

Двунадесятые переходящие праздники в зависимости от дня празднования Пасхи ежегодно имеют различные даты. К ним относятся ^ Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, день Святой Троицы или Пятидесятница.

В день Входа Господня в Иерусалим Церковь особенно воспоминает прославление Иисуса Христа перед Его крестною смертью для показания, что страдания Спасителя были вольные. Указание на этот праздник впервые встречается в 3 в. От обычая употреблять в этот день ваии (ветви финиковой пальмы) как символа победы, с которыми встречали Спасителя, он называется "Неделей ваий" или Цветоносной, Цветною. В России праздник называется "Вербным Воскресением", потому что вместо ваии употребляется верба. Этот день приходится на конец Великого поста, после которого начинается Страстная неделя.

Вознесение Господне празднуется в 40-й день после Пасхи, который всегда приходится на Четверг 6-й недели. Его установление относится к апостольским временам и по значению - это великий праздник, так как удостоверяет в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и всего мира и о высочайшем прославлении человеческого естества в лице Иисуса Христа.

День ^ Пресвятой Троицы или Пятидесятница празднуется в 10-й день после дня Вознесения Господня и приходится на 50-й день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на апостолов, потому что во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме на Сионской горе появился Божественный огонь в виде множества языков огненного цвета и верующие начали говорить на разных языках. Троицыным днем он называется потому, что с явлением Святого Духа открылось таинство Святой Троицы, вследствие чего Церковь, уча "православно" и благочестиво исповедывать Пресвятую Троицу, чествует и прославляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в Сошествии Святого Духа - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Особенностью празднования этого дня в России является украшение храмов и домов ветками березы, травою и цветами, подобно тому как ветхозаветная Церковь праздновала Пятидесятницу, принося в этот день начатки жатвы.


Двунадесятые непереходящие праздники отмечаются в одни и те же дни. К ним относятся Рождество Христово (25 декабря/7 января), Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября /4 декабря), Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября), Крещение Господа нашего Иисуса Христа или Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение Божией Матери (15/28 августа).

Богородичные непереходящие праздники


Господские непереходящие праздники:

Господские переходящие праздники:

Праздник Рождества Христова (25 декабря/7 января) впервые был введен в 4 в., Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному Востоку. Цель его установления - воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

^ Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) было плодом праведной жизни Ее родителей - святых Иоакима и Анны. В церковном смысле оно есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.

^ Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября /4 декабря) установлен в память введения Святой Отроковицы в возрасте трех лет в Иерусалимский Храм, где Она пребывала до обручения с праведным Иосифом.

^ Праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) был установлен в воспоминание обретения Креста Господня в 4 в. при Константине Великом, когда был освящен храм Воскресения Христова, что отразилось в тропаре праздника: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим". В 7 в. с воспоминанием обретения креста Господня было соединено другое воспоминание о возвращении креста Господня из персидского плена. Особенностью праздника является то, что накануне праздника крест Господень возлагается в храме на престол соблюдается строгий пост.

^ Крещение Господне или Богоявление (6/19 января) предваряется Навечерием, когда соблюдается строгий пост и вечером совершается великое водоосвящение, которое в отличие от меньшего водоосвящения отличается большей торжественностью. Освященная вода называется в Православной Церкви великой агиасмой (святыней), которой окропляют храмы и жилища и назначают пить тем, кто не допущен до причастия Святых Таин. Ее хранят дома и пьют только в исключительных случаях натощак. В день праздника Богоявления (6 января) происходит повторное великое освящение воды, равнозначное тому, что совершалось накануне. Как правило, в храмах совершаются торжественные шествия к воде с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря праздника.

В день ^ Сретения Господня (2/15 февраля) воспоминается принесение Иисуса Христа Пресвятою Мариею по исполнении дней очищения в храм, где Младенец был встречен праведным Симеоном. От этой встречи праздник получил свое название и был известен уже в 4 в. в Иерусалимской Церкви. С ним соотносится избавление от многих бедствий в Константинополе и Антиохии (Сирии), сопровождавшееся всенародным молением и постом, в воспоминание об этом установлено совершать в этот праздник перед литургиею литию в монастырях.

Праздник ^ Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля) посвящен воспоминанию события, которое у древних христиан имело названия "Зачатие Христа", "Благовещение Ангела Марии" и др. и только в 7 в. ему было дано теперешнее название. По особенностям богослужения он приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления и обычно приходится на Великий пост.

Праздник ^ Преображения Господня (6/19 августа), посвящен воспоминанию события на горе Фавор, когда Иисус Христос преобразился и явился Своим ученикам телесно. Его стали праздновать повсеместно в 8 в., хотя корни его скрываются в предшествующих веках христианства. Он приходится на Успенский пост, в России он получил название Второго Спаса, Спаса на горе или Яблочного Спаса, поскольку в этот день принято помимо винограда и пшеницы освящать в храме яблоки.

Праздник ^ Успения Божией Матери (15/28 августа) установлен для прославления Богоматери и Ее успения (кончины), по преданию, последовавшего в 48 г. Вместе с тем этим событием Церковь научает, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Всеобщее его празднование установлено с 582 г. при императоре Маврикии. Праздник завершает Успенский пост. Обрезание Господне (1/14 января);


^ Вопрос 2. Кейс-технологии в преподавании духовно-нравственных дисциплин

Кейсовый метод — в основе своей педагогический. Родиной современного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее — Школа бизнеса Гарвардского университета. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Метод кейс-стади – метод конкретных ситуаций (от англ. сазе — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода кейс-стади — совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию — сазе, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

для того чтобы учебный процесс на основе кейс-технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе.

Идеи метода кейс-стади (метода ситуационного обучения):

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов.

Задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

2. Акцент обучения ставится не на овладении готовым знанием, а на его выработке, на сотворчестве учащегося и учителя; отсюда принципиальное отличие метода кейс-стади от традиционных методик — демократия в процессе получения знания, когда школьник, по сути, равноправен с другими учащимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3.Результатом применения метода являются не только знания, но и приобретенные в ходе работы навыки.

4.Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5.Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

б. В методе кейс-стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

У метода кейс-стади есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.

Признаки метода

1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

2. Коллективная выработка решений.

3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

4. Единая цель при выработке решений.

5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

б. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Технологические особенности метода кейс-стади

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя элементы исследования.

Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

Метод кейс-стади в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, обмена открытиями и т.п.

Метод кейс-стади интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

Этот метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в методе кейс-стади происходит формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который предстает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Метод развивает следующие навыки:

К преимуществам метода кейс-стади можно отнести:

— использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

получение навыков работы в команде.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. При этом различают:

— иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

— прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.

Анализ кейса, данный при непубличной (письменной) презентации, можно считать удовлетворительным, если:

— сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

— проведено максимально возможное количество расчетов;

— сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учащихся;

— продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации;

— составленные документы по смыслу и содержанию отвечают требованиям;

— приведенные в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованными аналитическими методами.

Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

Примерный алгоритм последовательности действий учителя при использовании кейс-технологий:

1. Выдача домашнего задания учащимся.

2. Определение сроков выполнения задания.

3. Ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса.

4. Определение технологической модели занятия.

5. Проведение консультаций.

б. Работа над ситуацией в классе:

- вступительное слово учителя; постановка основных вопросов;

— при необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4—б человек в каждой);

— организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

— организация презентации решений в мал группах;

— организация общей дискуссии;

— обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

— оценивание учащихся преподавателем.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения.

В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

- обучающие анализу и оценке;

— обучающие решению проблем и принятию решений;

— иллюстрирующие проблему, решение или конце.


3аслуживает внимания и следующая классификация кейсов:

— структурированный кейс, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним школьник должен применить определенную модель или алгоритм; у задач этого типа существует оптимальное решение;

— «маленькие наброски», содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе школьник должен опираться еще и на собственные знания;

— большие неструктурированные кейсы объемом до 50 страниц — самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; школьник должен распознать такие ‘ и справиться с ними;

— первооткрывательские кейсы, при разборе которых от учащихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом школьники и преподаватели выступают в роли исследователей.

Кейс может содержать описание одного события или историю развития за многие годы. Кейсы могут быть представлены в различной форме:

от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у учащихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

^ Первый этап — знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй этап — выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

^ Третий этап — предложение концепций или тем для <‘мозгового штурмаэ.

Четвертый этап — анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения

Анализ кейсов может быть как специализированным, так и всесторонним. Специализированный анализ должен быть сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме. Всесторонний (подробный) анализ подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы кейса.

Разбор кейсов может быть индивидуальным и групповым.

Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая — аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

При оценке публичной презентации следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т.д.).

2. Обращение внимания на определенный круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.

3. Владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий

4. демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам.


gost-21563-93.html
gost-24944-prajs-list-na-normativnuyu-metodicheskuyu-tipovuyu-proektnuyu-dokumentaciyu-i-drugie-izdaniya-po-stroitelstvu.html
gost-270184prilozhenie-1spravochnoe-poyasneniya-terminov-ispolzovannih-v-standarte.html
gost-29134-97.html
gost-30323-95-gost-p-50254-92.html
gost-313112005-prejskurant-na-normativnuyu-metodicheskuyu-tipovuyu-proektnuyu-dokumentaciyu-i-drugie-izdaniya-po-stroitelstvu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nacionalnaya-associaciya-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-1-dekabrya-2010-goda.html
  • desk.bystrickaya.ru/ozdorovitelnie-organizacii-2-klassa-kruglogodichnogo-dejstviya-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vii3-biologicheskoe-raznoobrazie-zasushlivih-i-subgumidnih-zemeldoklad-o-hode-osushestvleniya-programmi-raboti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/revision-exercises-on-the-verbais-osnovnoj-kurs-essential-course-uprazhneniya-po-intonacii-exercises-in-intonation.html
  • desk.bystrickaya.ru/pokazalos-chto-k-dannomu-rasskazu-podhodit-srazu-dve-temi-v-gostyah-horosho-a-doma-luchshe-isetevoj-biznes-pravda-ochen-kosvenno-ponravilos-chto-rasskaz.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-akt-prilagaetsya-k-referatu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialisti-mchs-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-21-dekabrya-2009-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-fiziologicheskoe-techenie-beremennosti-gigiena-beremennoj-rol-medicinskogo-rabotnika-semi-muzha-na-ishod-beremennosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/napravlenie-ekonomika-es-nauchnij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-rezultatah-raboti-v-2011-godu-po-osushestvleniyu-gosudarstvennogo-nadzora-i-kontrolya-za-soblyudeniem-trudovogo-zakonodatelstva-i-inih-normativnih-pravovih-aktov-soderzhashih-normi-trudovogo-prava.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poryadok-formirovaniya-ocenok-po-discipline-programma-disciplini-vvedite-nazvanie-disciplini-dlya-napravleniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihofiziologicheskie-osobennosti-adaptacii-i-risk-razvitiya-arterialnoj-gipertenzii-u-klinicheski-zdorovih-lic-otbivayushih-nakazanie-v-penitenciarnih-uchrezhdeniyah-03-00-13-fiziologiya-14-00-06-kardiologiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-s-a-semenovozuser-kniga-posvyashena-odnomu-iz-interesnejshih-nekropolej-severnogo-prichernomo.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-globalnogo-ekologicheskogo-fonda-stranica-13.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-i-dobrovolchestvo-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5kachestvo-podgotovki-specialistov-vipusknikov-k-otchetu-filiala-o-samoobsledovanii.html
  • write.bystrickaya.ru/fyodorov-os-o-fenomene-personalnoj-veri-sbornik-statej-kazan-2007-redakcionnaya-kollegiya-kandidat-filosofskih.html
  • learn.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-sto-let-odinochestva-stranica-16.html
  • klass.bystrickaya.ru/5obrazovatelnie-tehnologii-rabochaya-programma-po-discipline-matematicheskij-analiz.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shveciya-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohranitelnoe-pravootnoshenie-i-prinuzhdenie-v-grazhdanskom-prave-koncepciya-ohranitelnogo-grazhdanskogo-pravootnosheniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-2-j-chempionat-rosii-po-rogejnu-na-lizhah-09-10-marta-2012-goda-celi-i-zadachi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-rassledovanij-hishenij-sovershennih-putem-moshennichestva-chast-12.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-dlya-sdachi-gosudarstvennogo-ekzamena-po-kriminalnomu-pravu-chast-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-i-dopolnenij-v-zakon-respubliki-belarus-o-potrebitelskoj-kooperacii-potrebitelskih-obshestvah-ih-soyuzah-v-respublike-belarus.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-8-planiruemie-rezultati-osvoeniya-obuchayushimisya-oop-ooo-12-2-osnovnie-ozhidaemie-rezultati-12.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-sozdaniya-elektronnogo-uroka-vishnenko-tatyana-vasilevna.html
  • writing.bystrickaya.ru/estestvennonauchnie-modeli-proishozhdeniya-i-razvitiya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rak-srednego-otdela-gortani-prikaz-76-a-ot-12-fevralya-2004-g-ob-utverzhdenii-protokolov-diagnostiki-i-lecheniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istochniki-finansirovaniya-osnasheniya-respublikanskaya-adresnaya-programma-energosberezhenie-v-mnogokvartirnih-zhilih.html
  • composition.bystrickaya.ru/pered-besedoj-opros-roditelej-po-sleduyushim-voprosam.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rus.html
  • lecture.bystrickaya.ru/abdullaeva-n-territorialnij-brending-rossijskij-opit-2010.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/universiteti-i-nauchnie-uchrezhdeniya-stranica-30.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.